Светлая тема

Рецензия на игру Panzer Commander

Общество совершенно незаслуженно обделенных вниманием фанатов танковых симуляторов времен Второй Мировой ждало Panzer Commander с удвоенной силой. Ведь ничего приличного ранее в этом жанре не выходило, а тут такие перспективы. Результаты, как это всегда бывает, оказались довольно-таки легко прогнозируемыми. Теперь я точно знаю: нельзя утверждать, будто SSI может сделать хорошую игру в любом жанре. Хотя, конечно, все зависит от того, чего именно вы ждали от Panzer Commander.

А был ли мальчик?

Должен признать - количество танков и бронетехники в игре поражает. Можно играть только для того, чтобы полюбоваться на безупречные модели. Графическое исполнение выше всяких похвал. Не скажу, что купить заветный 3Dfx стоит именно ради Panzer Commander, но здесь новомодная железка была бы как нельзя кстати. Скорость движка очень даже приличная. Без ускорителя вполне реально выбить с десяток фреймов и на слабых машинах. Но детализацией все-таки придется пожертвовать.

Глюков, правда, предостаточно. Начиная висящими в воздухе танками и заканчивая взрывами, больше всего напоминающими подорванную пьяными прапорщиками коробку с сигнальными ракетами. Воронки не остаются, об осколках нет и речи. Да и подбитые танки смотрятся бесконечно пошло, меняя цвет на однообразную черно-лиловую текстуру.

Парад двоечников

Покончив с радостями трехмерной акселерации, приступим к самому главному. И печальному. Первая и, по сути, единственная ошибка разработчиков состоит в том, что они безоговорочно считают танк главным героем любого сражения. Тем более, если речь идет о танковом симуляторе. Складывается впечатление, что авторы вообще ни с кем не консультировались, прочитали книжки по военной истории, пару энциклопедий, и принялись за дело.

Причем читали невнимательно, ибо в базе данных по технике кроются вопиющие ошибки! Это, впрочем, проявляется и в самой игре. Но пока хочу обратить ваше внимание на вот какой нюанс: танки никогда не действуют в одиночку. Любой курсант первого курса военного училища скажет вам, что задача танковых подразделений того времени состояла в прорыве обороны противника, после чего для расширения прорыва в бой вступала пехота и штурмовые орудия. То есть, первоочередной задачей танкового экипажа является уничтожение других танков, а не укреплений противника. В игре получается, что наступление на участке фронта в пару десятков километров осуществляется тремя средними танками. Это, господа, шутер какой-то...

А вот чем может заниматься один тяжелый танк в тылу у противника, ума не приложу. Более того, такие миссии случаются довольно часто! Хорошо еще, если пару товарищей дадут, это хоть вблизи попахивает здравым смыслом. Только вот в реальной обстановке жизнь каждого танка в такой ситуации оценивалась бы в пару снарядов. Но SSI, конечно, схитрила. В Panzer Commander вообще нет пехоты (!!) и противотанковой артиллерии. Хотя… вру, есть, но назвать торчащие из дотов 45mm пушки артиллерией можно только в отношении легких танков, а 88mm орудия системы Flak изредка встречаются у немцев.

Quake Commander

Разумеется, нечистоплотность, с которой создатели подошли к реализации боевой обстановки, кроется в желании разнообразить процесс. В крупномасштабных операциях время жизни каждого танка очень невелико, а геймеру хочется пострелять, рассекая просторы на своем железном монстре. В принципе, геймплей можно охарактеризовать, как "Танковая дивизия под управлением Буденного". Кирпич на газ, и вперед. Спасибо, что хоть стрейф не сделали.

В результате единственный полезный здесь "вид" - от третьего лица. При помощи клавиши "Т" наводчик захватывает цель, и нам только остается нажать на “пробел”. Наводить пушку самому не имеет смысла, так как количество врагов обычно подается в соотношении 1:5. Зачем было делать аж два экрана для наводчика, если от этого нет ровно никакого толка? Декорации.

Следующим шагом на пути создания первого в мире TPS на танках Второй Мировой стали дороги. Да-да, не удивляйтесь, именно дороги. Если всегда ехать по ним прямо, выполните миссию. Миссии, где дороги отсутствуют, являются раритетными и сразу же попадают в Красную Книгу. Авторская привязанность к проезжей части дошла до того, что в зимних сценариях они кем-то основательно расчищены. По просьбам трудящихся, не иначе.

Реализмъ как таковой

Один из слоников, которые дружно поддерживают любой сим, называется реализмом. В SSI об этом не знали. Или не хотели знать. В принципе, если в игре нет пехоты и средств поддержки, не реализованы основы ведения боя, сохраняющиеся до сих пор, отсутствует авиация, артиллерия обоих видов, минометы и прочее, прочее, прочее, говорить о реализме не стоит хотя бы из приличия.

Однако, оцените масштабы - оседлав "Шерман", я вынес в лоб три "Тигра". Надо быть полным идиотом, чтобы выпустить эти американские гробы на колесах, едва дотягивающие до уровня средних танков, если в радиусе одного миллиона километров есть хоть один тяжелый немецкий танк. А мне дали и приказали взять во-о-он ту деревню. С тем же успехом можно было атаковать цель на велосипеде, вооружившись рогаткой. Родина хоть не лишилась бы ценного в военное время топлива и металлолома. Уровень горючего, кстати, в игре и вправду есть, но оно никогда не кончается. Да и как можно за 15 минут сжечь запас бензина на 100-200 километров?

Физика и AI тоже страдают врожденными пороками. Товарищи по команде гибнут со сверхзвуковой скоростью, застревают в преградах, тонут в реках и скачут по горам. Джентльменский набор. В принципе, дурачками можно управлять, выбирая способ построения. Рекомендую колонну, чтобы митрофанушки нигде не застряли.

Прямой наводкой

Единственная ценность игры состоит в огромном количестве трехмерных моделей хорошего качества и возможности на них покататься. В остальном - откровенное хамство. Можно попробовать multiplayer, где дисбаланс, вызванный дебильным AI, будет устранен, но вследствие грубого отношения к симуляции это вряд ли можно назвать исключением из правила. Всем рыдать.