Светлая тема

Рецензия на игру Paris-Dakar Rally

Чего мы ждали? Палящего солнца, слоя пыли на лобовом стекле, зарывающихся в песок по самые ступицы колес, изнурительных маршрутов и головоломок по их выбору, ювелирной осторожности диагональных съездов с барханов и ослепительной красоты пустынных закатов.

Что мы получили? Средненького качества аркадный ралли-симулятор, слабо отдающий всем вышеперечисленным. Причем аркадность эта не облегчает, а лишь усложняет. Физика сразу напомнила мне детскую забаву "За рулем" (помните такую?) - оснащенная магнитом игрушечная машинка "едет" по вращающемуся диску размером с большую тарелку. Настолько же неестественно движется по экрану окружающий пейзаж на фоне стоящего колом транспортного средства.

Что

От рядового раллийного симулятора Paris-Dakar Rally отличается лишь наличием специфических "погодных" эффектов и некоего подобия ориентирования - на длинных этапах ремонтные лагеря, где можно восстановить потрепанную тачку и пополнить запасы воды и продовольствия, нас заставляют искать на виртуальной карте с помощью виртуального компаса или виртуального же GPS-приемника. В остальном игра ничем не отличается от своих WRC-собратьев: те же "допы", та же гонка с секундной стрелкой, тот же голос штурмана в наушниках (конечно, не при езде на мотоцикле, когда приходится ориентироваться только по экранным картинкам-подсказкам).

Как

Разработчики из Broadsword, помнится, еще в анонсе утверждали, что основной упор будет сделан на так называемый "spirit of speed" (не путать со Spirit of Speed 1937 - гоночной игрушкой двухлетней давности от этой же команды) и гонку как таковые: минимум тактических составляющих, почти никакой самостоятельности в выборе маршрута и т.д. Получилось? Как сказать…

О прелестной физике мы уже упомянули. Оправданием создателям может служить лишь обилие средств передвижения: это и внедорожники, и багги, подобные тому, на котором рассекает Жан-Луи Шлессер (камень в огород наших телеведущих: ударение в его фамилии приходится на последний слог), и мотоциклы, и четырехколесные полноприводные гибриды мотоцикла с трактором - квадрациклы. Кстати, очень расстраивает, что в игре отсутствуют грузовики - так хотелось прохватить на чемпионском девятисотсильном КамАЗе Чагина или Московских!

Слепить правдоподобную физику для всех сразу было бы, без сомнений, непросто. Мото-симщики выискивали бы в игре нюансы поведения кроссового байка, раллисты придирались к неестественным заносам багги… Поэтому физику сделали одну на всех. Не очень, правда, понятно, что из себя представляет мотоциклетный "ручник", и почему реакция на него заключается в сносе переднего колеса…

В общем, управляются местные железные кони с огромным трудом. Приходится прикладывать массу усилий для того, чтобы на финише этапа оказаться хотя бы в первой полусотне гонщиков (количество экипажей в абсолютном зачете может достигать нескольких сотен). К необычному поведению тачек привыкаешь не час и не два. Но, так и быть, по вышеупомянутым причинам придется сделать "физике" скидку. Напоследок отметим, что багги по сравнению с джипом едет быстрее, управляется получше, но и ломается легко.

В качестве второго оправдания не слушающимся руля тачкам многие, конечно, зачтут "приставочность" Paris-Dakar Rally, ведь игра вышла и на PlayStation2, и на РС. Хотя, по моим данным, порт был совершен как раз "в ту" сторону - игра перешла с РС на приставку.

Ну, хорошо, а как же то самое "ощущение скорости", на которое так упирали разработчики в своих пресс-релизах? Есть такое. И графический движок передает его настолько старательно, что даже на скорости 40 км/ч чувствуешь все 150. Едва различимая дорога, зубодробительная тряска, феерические прыжки на трамплинах и препятствиях - все это в ассортименте и добавляет новых впечатлений от и без того трудного процесса езды. Правда, очень раздражает медлительность графики (да и вообще игры в целом даже на P3-800), а также откровенные ее ляпы: с размаху заехав в отвесную стену, можно очутиться "внутри" горы и наблюдать вокруг себя ужасающий конгломерат текстур и моделей…

Отдельного упоминания, несмотря на общую грустноватую картину, заслуживает звук. Штурман говорит, мотор жужжит, колеса с шуршанием грызут песчаные холмы… Музыкальное же сопровождение и вовсе выше всяких похвал: этнические мотивы в очень качественной обработке сразу дают понять, где вы и зачем.

Где

По большей части, конечно же, в северной Африке. Северо-запад Египта, Сенегал и, разумеется, Сахара. Есть грунтовые этапы в джунглях, есть открытые пустынные этапы, трассы по дну каньонов и степные маршруты, где ветер гоняет перекати-поля… И никаких текстурных "стен" по бокам трассы - в пределах видимости все трехмерно!

Имеются даже эффекты, вроде тумана и подобия песчаных бурь, когда видимость ограничивается всего лишь несколькими метрами и можно запросто налететь на редкое дерево, торчащую из-под земли скалу или с размаху врубиться в притулившегося у обочины бедолагу-соперника. Тропического ливня я так и не дождался, но создатели уверяют, что он в игре тоже присутствует. Короче, поменьше бы картинке тормозов, да реализовать наличие столь необходимого "replay" - и была бы настоящая конфетка.

Трассы, временами, завалены камнями, нанесенными ветром кучами песка и поваленными деревьями, а мост через ручей может взять и сломаться прямо под автомобилем - ощущения незабываемые. Покрытие под колесами - удивительно! - здорово влияет на управляемость и стойкость узлов к поломкам, поэтому необходимость настройки средства передвижения в зависимости от маршрутной легенды все-таки существует. К тому же, на трассах разной сложности с разной скоростью убывает "stamina" - показатель "усталости" экипажа и, одновременно, запаса продовольствия и воды.

Тем не менее, атмосфера передана не до конца. Хочу ночные бивуаки. Хочу треск пневматических гайковертов при свете костров. Хочу хотя бы простенький, слепленный на движке видео-ролик, демонстрирующий, как могучий АН-124 переносит все это моторизованное сообщество с этапа на этап…

Итак

Первый в своем роде симулятор ралли-рейдов с ужасающей управляемостью, добротной графикой и великолепной идеей. Правда, претворять в жизнь последнюю целиком и полностью, похоже, придется уже совсем другим разработчикам.