Среднее время в игре: 3 часа

Parkan 2

Добавить в
Мои игры
489
Добавить в
Вишлист 1
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

Шедевр
6
8
Так себе
8
Ужасно
6

Рецензия

В сентябре далекого 1997-го, на заре трехмерных ускорителей, московская компания «Никита» выпустила удивительный гибрид шутера с космосимом. Он не был шедевром, но завоевал сердца тысяч людей. Пилоты похожего на бумеранг крейсера «Паркан» покоряли форпосты, штурмовали корабли, торговали и разыскивали научное судно «Wanderer», затерявшееся в аномальном секторе Лентис.

Приключения закончились внезапно. Жаркая перестрелка в неприятельском логове поставила многоточие в судьбе героя, породив массу противоречивых теорий и надежду на сиквел.

[empty]

Восемь лет спустя вакуум ожидания сменился пустотой геймплея. Энтузиазм, возникающий, когда вокруг пресс-релизов начинают витать обещания огромной вселенной, свободы действий и смешения жанров, умирает в агонии тягостной рутины уже через час игры.

Беда в том, что в «Паркане 2» нечего делать. Заявленные «более 500 доступных для исследования звездных систем» безжизненны. Сонную череду гиперпрыжков и прогулок с автопилотом нарушают пираты-«таможенники», требующие мзду за пролет по «их» космосу, да вылезающие из ниоткуда экспресс-купцы. Иллюзия настоящего мира с нескриптовыми баталиями, плотным потоком грузов и ежеминутно меняющейся экономикой, окружавшая нас в X2: The Threat, еще не добралась до этого кармана Галактики. Около планет висят бессмертные станции, а рядом шныряет парочка местных граждан. Жизнь бьет ключом!

Сражения (а именно из них на 99% состоит любой уважающий себя симулятор) провалены по всем пунктам. Это не аркада и не симулятор, а виртуальный тир, усложненный конвульсиями движка, увядающего при появлении в кадре пяти врагов и их тридцати трех ботов. Модели повреждений (хотя бы наподобие той, что была в X-Wing) нет, а ИИ слепо прёт на рожон, щеголяя нулевыми познаниями в пилотировании футуристических тостеров. Командная тактика для него — нечто из области квантовой физики. В итоге все расправы сводятся к схеме «сними щиты — пробей обшивку самонаводящимися торпедами».

Простейший способ избавиться от «эскорта» — призвать личную гвардию беспилотных истребителей. Их сила — не столько в меткости, сколько в быстроте ваших пальцев. Жонглируя F-кнопками, игрок мигом посылает в док покореженных юнитов, ремонтирует за пару секунд и вновь отправляет на волю.

Ну, а если вам захотелось выбить из противника всё, вплоть до захудалой канистры топлива, заменяющего здесь валюту, — идите на тесный контакт. Правда, сперва его надо изловить, ибо до функции «Match speed», встречающейся везде со времен TIE Fighter, в «Никите» никто не додумался (а вот про распределение энергии между щитами, двигателем и лазерами, знакомое по лукасартовской нетленке, авторы не забыли).

Вообще-то идея абордажа в космосе попахивает маразмом. Роботы, населяющие сектор, крайне глупы — охотно открывают шлюзы заклятым недругам и не выключают телепортационный луч, позволяющий зайти в «гости». При этом наше корыто, неспособное поддерживать такую же скорость, как у цели, без посторонней помощи исполняет невероятно сложный маневр стыковки!

Пробравшись на борт, мы оказываемся один на один с оравой бракованных роботов, чей интеллект не прошел ОТК. Складывается ощущение, будто и не было восьми лет развития жанра шутеров. Железки дружно сползаются в одну комнату и покорно шагают в нашу сторону, изрыгая пустые ругательства. Они не прячутся за кучами ящиков, не пытаются дать совместный отпор и зачастую теряются при виде закрытой двери. Серия ракетных залпов — и комната превращается в свалку металлолома. Главное — пощадить последнего терминатора, а не то сработает механизм самоуничтожения, и у вас будет две жалкие минуты на вынос трюма и возвращение в капитанское кресло.

Сценарий шутерных эпизодов — фиксированный, лишь изредка меняются декорации. К десятой стычке вы начнете распылять врагов с завязанными глазами. «Сейвы» (разрешенные всегда и всюду) и «лечилка» не понадобятся.

Economics 101

Практически то же самое происходит и на поверхности враждебных миров. Вышли наружу, постояли под чужим небом, прониклись благоговением, почувствовали себя лилипутом рядом с зависшей в воздухе махиной, и… бросили в атаку кавалерийский отряд дрессированных танков и ховеркрафтов. Персональное участие в битве инвалидов необязательно, хотя желающие могут пустить в ход свой любимый калибр.

Штурм космопорта (он, к слову, у всех «кланов» выглядит одинаково, равно как шахты и склады) полностью повторяет абордажную бойню, даром что на время бегать не просят — в отличие от звездолетов, которые запрещено угонять, базу захватить можно. Для этого придется вырезать поголовье дуболомов, заглянуть в центр управления и ввести загодя купленный код доступа.

На друзей «наезжать» не стоит, иначе регулярные «разборки» на земле быстро наскучат. Лучше поддерживать теплые отношения — истреблять флибустьеров, не брать без спроса казенное имущество, выполнять случайно сгенерированные поручения. Защита транспортов, перевозка грузов, заказные убийства, «зачистка» планет, спутников или кораблей… Сделайте каждое из них по два-три раза, и вы увязнете в трясине однообразия.

Да и сюрпризов хватает. Например, у большинства миссий есть жесткий временной интервал, о нем становится известно уже после провала. Более того, чтобы задание по доставке считалось завершенным, нужно сдать ящики получателю, а потом убраться с планеты и… включить автопилот.

Нянчиться с личной колонией почти бессмысленно. Во-первых, она не приносит ничего, кроме топлива и кое-каких товаров (а такого добра вы наберете в отсеках перехваченных судов). Во-вторых, утомляет возня с поиском картриджей, из которых «вырастает» обслуживающий персонал, а также наноассемблеров, криосхем и катализаторов, необходимых для расширения шахт и заводов. Идеальный способ доставки ресурсов — улететь на орбиту и тотчас вернуться. Конвейер сам наштампует требуемые компоненты, вам останется забрать их и сплавить обратно. Неужели так и задумано?

Но, что хуже всего, процесс не приносит удовольствия. Экономической модели, микроменеджмента, строительства в привычном по RTS виде нет. Это вам не X2, где в подчинении у магнатов находятся фабрики и прибыльные торговые флотилии. Да и с квестами у немцев проблем нет.

Зато головной боли вы натерпитесь на всю жизнь. «Ренегаты» атакуют наши владения раз в пять-десять минут, не давая вылететь за пределы системы, и ухитряются одерживать верх, продувая по соотношению сил один к пяти. Рецепт? Попробуйте расправиться со всеми негодяями в районе. Если игра не сглючит (редкое событие!), и он окажется в списке безопасных, нападения прекратятся.

О мудрецах, гегемаунтах и борьбе с насекомыми

Постепенно желание возиться с базами и вкалывать наемником пропадает. Остаются только спортивная злость и стремление увидеть, когда же закрутится захватывающий сюжет.

А его и след простыл. Сначала вас лишат звездолёта и пересадят на дешевый крейсер (заставив недоумевать — как в заголовок попала надпись «Паркан»?). Затем последует долгая цепочка прыжков по секторам: сбор сведений о пропаже, отстрел консервных банок, добыча средств на приличный рыдван (двигателя, пушек, щита, систем бронекостюма и прочего барахла) и общение с «кланами», мало чем отличающимися друг от друга. Прилетели — купили информацию о том, что следует делать дальше, — выполнили задание — взяли следующую подсказку…

Ролевая составляющая, вопреки сладкозвучным руладам с обложки, не валялась и в паре кварталов от «П2». «Раскачивать» решительно нечего, апгрейды толком не сбалансированы, а за карьерным ростом и диалогами надо обращаться в окошко с табличкой «КР2».

Персонажей нет — не считать же за таковых нашу назойливую электронную помощницу Айрин, главного злодея со смешным именем «Гегемаунт» и нескольких клоунов, выползающих на сцену под занавес? Рано или поздно вы найдете и «Wanderer», и угнанный «бумеранг», но к тому времени планка интереса опустится ниже нуля.

Сумбурный финал, уходящий прямой дорогой в сиквел, обрывает сюжет там, где, казалось бы, вот-вот закончатся попытки воспроизвести историю «Паркана», и нам покажут нормальную интригу. Да и несоответствий порядочно — ревностные поклонники серии теперь ломают головы над странной авторской логикой.

Впрочем, дизайнеры умудрились завалить даже описания предметов. Ими хорошо травить комаров; после пассажа о «промышленном наборе трансформируемых криогенных логических элементов CLS16N», который «применяется для формирования высокотехнологичных модулей встроенного оборудования стандартных сооружений колониального типа, а также при изготовлении продукции автоматическими производственными комплексами UB4-PN» в комнате не остаётся ни одного кровопийцы. Выживших добейте рассказом о синтеглиальных компонентах, зачитывая вслух пропитанные канцеляритом строчки.

Ctrl+C и Ctrl+V

Графика могла бы претендовать на сдержанную похвалу, но обыденная по современным стандартам картинка выжимает соки из машин с рекомендованным набором «железа». Огромные корабли и надраенная до блеска техника выглядят симпатично, однако крупномасштабные потасовки в 1280х1024 норовят обернуться сонным слайд-шоу, особенно на планетах. Пейзажи радуют глаз до тех пор, пока не сообразишь, что они состоят из пяти-шести повторяющихся деталей. Стоит отойти от зданий метров на 100-200, и нас окружает царство вечного «копи-пейста».

В интерьерах, где создатели гордо выпячивают знакомую по Doom 3 модель освещения и густо-черные, без намеков на градации, тени, попадаются неплохие места, но и здесь движок частенько впадает в философские думы о пользе оптимизации кода. Приятные впечатления стремительно уходят из памяти, уступая натиску мыслей об однообразии антуражей, угловатых роботах и жестоких «тормозах».

На десерт подают крем-брюле из «жуков». Непроходимые сюжетные эпизоды, «сломанные» квесты, вылеты в Windows, исчезающее оборудование, зависания, «несовместимые» видео- и звуковые карты на момент написания этих строк все еще ждут первого патча. Заодно не мешало бы ввести раздельную инвертацию мыши для полетов и пеших прогулок, ибо взяться за джойстик в «П2» смогут лишь отъявленные мазохисты. Перестановка осей и центрирование отсутствуют, а рычажок газа — внимание, ноу-хау! — регулирует движение вперед и назад.

Смените памперсы

«Каким ты был, таким ты и остался», — это про «Паркан 2». Его проблема — нежелание вырасти из подгузников предшественника. Сегодня мало состряпать дюжину типовых уровней с глупыми NPC и склеить их голым космосом, где есть только метания между планетами и отстрел пиратов. Нельзя выпускать игры по принципу «Раз народ долго ждал, то проглотит всё что угодно».

Я могу прихватить с собой транспорт, «зачищенный» в ходе абордажной операции, и сдать его на ближайшей верфи, как в древней Sea Legends? С выгодой перевозить сотни разнообразных грузов, включая контрабанду? Исследовать на планете что-то еще, помимо пригоршни заученных наизусть зданий и бесконечного поля гигантских булыжников-близнецов (деревьев, «адских яиц», кустов — нужное подчеркнуть)? Обратить в пыль пару-тройку бандитских притонов? Основать торговую империю? Построить или снести хотя бы одну орбитальную станцию? Нет? Тогда, наверное, не надо рекламировать на коробке «широкую свободу действий».

Кстати, о рекламе. Тут «Никита» шагает в ногу с прогрессом. Пока Запад привыкает к баннерам в мультиплеере SWAT 4 и Сэму Фишеру с пачкой «Airwaves» в руках, в «Паркане 2» процветает навязчивый «product placement». Карты уровней, интерфейсы и изображения важных предметов «украшены» логотипами двух весьма известных российских компаний. Им же посвящены серии занудных баек, бесплатно выдаваемые в каждом порту, чтобы потребитель знал своих спонсоров. Раздражают они не меньше, чем ковровая бомбардировка брэндами кофе, сотовых операторов и пельменей в недавнем «русском блокбастере». Жаль, цена дисков от этого не упала.

Зато с наградой

На апрельской Конференции разработчиков компьютерных игр «Паркан 2» получила титул «Лучшей РС-игры КРИ 2005», опередив более перспективные разработки. Быть может, членам жюри показывали иную игру — с глубоким геймплеем, подлинной свободой выбора, продуманной управленческой частью? Если так — господа судившие, вышлите мне, пожалуйста, копию. Очень хочется посмотреть.

Платформы
Дата выхода
Разработчик
Nikita
Издатель
1C Company, Fulqrum Publishing, 1C Entertainment
Возрастной рейтинг
Без рейтинга
Сайт
http://www.1cpublishing.eu/game/parkan-2

Системные требования для PC

Pentium 4/Athlon XP 1.5 ГГц,512 Мб памяти,3D-ускоритель с 64 Мб памяти,2.1 Гб на винчестере
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц,1 Гб памяти,3D-ускоритель со 128 Мб памяти,2.1 Гб на винчестере
Больше…

Где купить

Steam
GOG
Обзор игры "Parkan 2"
18 февр. 2015 г.
Сан саныч
Parkan 2 - Часть 1 - Осваиваемся:)
10 мар. 2012 г.
L0therin
Parkan - вкратце о русском No Man's Sky 1997-го года
4 июн. 2017 г.
Yuri The Pro...
Обзор игры "TwoWorlds 2"
22 апр. 2015 г.
Сан саныч
Parkan 2 - Quirky, Buggy, and Awesome
4 мая 2014 г.
Space Game J...
Прохождение Parkan 2 #1 - Ностальгия...
4 авг. 2015 г.
AVCGame
Показать все видео
1,116 items
Parkan II, встреча с Гегемаунтом.
View all streams
1 items

Рецензии и комментарии Parkan 2

+
Написать рецензию
😴
No game here yet
Шедевр
Так себе
Ужасно