Светлая тема

Рецензия на игру Пенумбра 3. Реквием

Requiem aeternam dona eis, Domine.

Авантюра

Нехорошее слово «аддон» уверенно лезет в обиход нашего брата. Ничего удивительного, после такой-то лавины эпизодов. Подобно Nucleosys, Frictional Games удумали подвести черту под дилогией в бонусной главе. Торжественно объявив, что потенциал серии не исчерпан, что остались кое-какие недосказанности, они решились на платный довесок к Black Plague. $9,99 — разве это деньги за новую аппетитную порцию переживаний и жмурок? Стоны фанатов должны поощряться. Да и возможности движка явно не до конца исследованы.

Талантливые независимые студии обычно встречали отклик в наших сердцах. Однако на сей раз что-то не заладилось. И дело даже не в тромбах, а в гнусном подлоге. Компания пошла обманным путем, всучив нам неотесанную тумбу вместо элегантного кресла. Тут одними занозами в попе не отделаться. Скрипучий набор закостенелых приемов из 90-х, давным-давно доведенных до истощения, убивает веру в святое. Слог жесток, но истина дороже. Талантливые независимые студии не имеют права на ошибку!

Акт надругательства

Такое ощущение, будто игру выпустили в отместку любителям Portal. «Ах, вам сподручнее скачки по порталам? Подавитесь своими порталами! Мы, значит, в поте лица нагнетаем страх и ужас, истории закручиваем — будь здоров, а вы продаетесь за горстку пазлов от Valve? Получи фашист гранату!» И ловко избавили некогда безгрешный хоррор и от сюжетной линии, и от гнетущей атмосферы. В сухом остатке — девять миссий сомнительного качества и глубины, движимых застойной идеей фикс «собери все ключи и несись к выходу». По живому режете, товарищи фрики.

Очнувшись в начале уровня, герой несколько секунд борется с головокружением и лишь затем бежит осматривать предстоящую полосу испытаний. Ряд вентилей, ящиков, кнопок и матов в зоне видимости лихо очерчивают круг заданий. «Самодельная лесенка», «юный электрик», «серфинг на коробке»… Сколько лет, сколько зим. Пустующие полки шкафов, бесполезные сваи и баллоны, дырявые карманы — авторы без особой жалости отказались от фирменных находок, удачно применявшихся в предыдущих эпизодах. Прыжки по платформам и возня с шестернями сделают честь рядовому шутеру. Только в Requiem не то что стрельбы — монстров днем с огнем не сыщешь. Т.е. их вообще нет.

Нас бросили наедине с темнотой и беспечным женским голосом, спокойно извещающим о текущем прогрессе: «Вы подобрали ключ от портала, осталось еще два». Оч-чень занятно. И невыносимо уныло. Чтобы хоть отчасти оправдать груду бессвязных уровней, Frictional приплели спятившего ученого, который, согласно легенде, и гоняет Филипа по линейным шахтам. Злобная исповедь припасена на конец, поэтому развлекается муж чтением чужих дневников и редкими флэшбеками. У страха нещадно выкололи глаза, и без врожденной клаустрофобии щекотать нервы здесь нечем. Камикадзе просьба не беспокоить.

Реквием по балде

Конечно, без подкормки не обошлось. Физика на месте и щедро расставляет подножки, а будни портового грузчика изредка разбавляют метанием бутылок с взрывоопасным кетчупом или катанием сверкающих шаров по прозрачным трубам. Не посмели затронуть и графическое исполнение, если кого-то устраивает такая стабильность. Фирмачей по-своему понимаешь и жалеешь. Побольше попсовости, поменьше смысла — рецепт многих успешных проектов современности. Но разве того ждали фанаты от кудесников инди-казематов? Разве Portal, зачатый там же, в любительской утробе, требует подражаний? Зависть — смертный грех, и расплачиваться за него смертной скукой нам не пристало.