Светлая тема

Рецензия на игру Петька 8: Покорение Рима

Покорив инопланетян, Америку, Аляску, Пелевина, Лукьяненко, кучу советских фильмов и анекдотов, бравые бойцы двинулись по второму кругу. Не ради дешевой наживы, конечно — ради преданных фанатов, требующих возвращения к истокам! Ну, вы знаете этих фанатов. Специально для них выходят коллекционные антологии «Петек» с новыми ошибками, для них, золотых, работает огромная команда сценаристов, выдумывающих «многообразие локаций и образов». Для них же серия постепенно обретает молодежный облик. К восьмой части добрались, наконец, до полновесного 3D. Пускай технически оно ощутимо устарело, зато попробуй теперь скажи, что сага застряла на месте. Не скажем, прогресс действительно налицо. Только вот лицо так и осталось чумазым и неотесанным.

В порядке бреда

Обидно, что люди, возведшие в «культ» шедевры лубочных мастеров, не понимают своего счастья. К ним прислушиваются, их вкусам активно потакают, дают зеленый свет диким и, поди, убыточным идеям — словом, ценят и уважают. Почему бы на радостях не попросить у благодетелей забросить эксперименты с движком и интерфейсом к чертовой бабушке и нанять профессионального сценариста-юмориста? Словно на необъятных просторах родины не нашлось достойного претендента. Но поклонников, похоже, вполне устраивает застой в рядах воронежцев. Скандируют «Смешно! Смешно!», а им втюхивают невесть что. Отведали — и опять требуют долива после отстоя.

«Покорение Рима» по неадекватности, пожалуй, переплюнет всех предшественниц. Просто нескончаемый поток бредятины, склепанный из ошметков коллективного мозгового штурма. Творческий процесс и не скрывают. «Кто-то из разработчиков сказал: а здорово, если Чапай будет вампиром!» — увещевает зрителя знаковый персонаж. И правильно. Один предложил Чапая-вампира, другой — полет на корабле пришельцев, третий — «Кин-дза-дзу!» в Древнем Риме… И пошло-поехало. После ролика с фирменной желтой подлодкой, позаимствованной у «Битлов», Анка просыпается в деревне Гадюкино с амнезией и свадебной фотографией на стене. Собственно, дальше можно и не продолжать.

Сделав из троицы супергероев, путешествующих во времени и рассекающих реальность за реальностью, авторы развязали себе руки. Ничем не стесняя разнузданную фантазию, они поворачивают назад, спекулируя на ностальгии и чужом таланте. Спекулируют на редкость удачно, со знанием дела. Перерисовали гадюкинские веси, вернули знакомых болванчиков в необычных для них амплуа (пора бы привыкнуть), воскресили оригинальные музыкальные мотивчики — и возвращение к истокам состоялось. Массы довольны, о сюжете причитать не станут. И понеслась: захвативший власть на селе Робеспьеров, ведьма, привораживающая по справочнику для начинающих программистов, и кровожадный ВИЧ, по совместительству — законный супруг пулеметчицы. Если и этого недостаточно, то в следующей главе неведомые силы затянут бойцов в компьютерную игру, откуда они попадут на посудину гуманоидов, а на финал припасены прогулки по античному Колизею в поисках гравицаппы. И, ясен пень, на каждом шагу нас поджидают сотни приколов, пародий и хохм. Русский квест жив.

Поколение лайма

Однако давайте разгладим брови и посмотрим на вещи трезвым взглядом. В глаза бросаются внушительные объемы территорий, на удивление приветливые для столь нишевого продукта. И кричать «испоганили, ироды!» не тянет, будь то ночные сельские пейзажи или же залитые солнцем улочки Рима. Гористые панорамы даже претендуют на некоторую картинность. Ну, даст Бог, к девятой части доберут полигонов. Нелепые персонажи уверенно злоупотребляют предоставленной им свободой, прыгая, кувыркаясь и шмыгая носом перед камерой. Тени на земле вторят им. Единственное, о чем жалеешь — расплывчатые мордахи забываются сразу по прохождении.

Красноармейцы повзрослели, научились новым ругательным словам и выражениям, но ума не набрались. Потому тяжелейшим ударом по нервам стал инновационный интерфейс «под Larry 7». Вылезающее из курсора меню с поистине огромным числом вариантов предложит «разбить», «растоптать», «выкорчевать» и, естественно, «сказать глупость» применительно чуть ли не к любой активной фиговине. Комплекты индивидуальные, и в разговоре с людьми сюда добавляют темы для диалогов. Увы, в девяти случаях из десяти мы выслушиваем либо пошлость, либо ту самую глупость. Ну и излюбленные цитаты из советского фольклора, очень ценимого в «Сатурн+». То гайдаевские «Самогонщики» промелькнут, то ремиксы на «Джентльменов удачи» и «Траву у дома» заиграют, то крылатая фраза прозвучит в беседе. Поразительная однобокость и еще более поразительное нежелание думать головой.

Задачки кое-как держат марку «абсурдной логики», иногда радуя и неожиданным выпадом. Впрочем, сюрпризов по обыкновению не ждите, поскольку за рамки «избранных эталонов» создатели ступать боятся. Сбор металлолома и патетическое расклеивание листовок вдоль улиц вообще приплетено непонятно зачем — скучно и бестолково. Желание поставить точку велико, да совесть не позволяет. Уж больно умиляет мясорубка, разобранная в пулемет. Кто «S.K.I.F.»-ов помнит, тот меня поймет…