Светлая тема

Рецензия на игру Петька 007: Золото партии

— Эта банка рассола вселяет в меня надежду. На светлое будущее.
Петька

— Прям как в том анекдоте: щелкнул и улетел.
— Скорее, как в «Карлсоне»: он улетел, но обещал вернуться…

Не секрет, что сценарий «Черного оазиса» принадлежит перу отечественного фантаста Михаила Сельдемешева, позже разродившегося одноименной книгой. Немногие поспорят и с исключительностью игры на фоне прочих изделий «Сатурн-плюс»; благо, даже Запад нос не воротил. Напрашивается естественный вывод: со штатными писаками в компании не очень. Должно быть, осознавая это и памятуя о мольбах горстки фанатов вернуть S.K.I.F., разработчики решились на неожиданный шаг.

Один из основателей славной конторы (мир ее праху) и главный идеолог оригинальной дилогии Вячеслав Письменный был призван для работы над седьмой (sic!) частью «Петьки». Не знаю, какими правдами и неправдами удалось привлечь его к проекту (денежный вопрос мы с негодованием отметаем), но факт есть факт: отец возвратился в семью. Впрочем, что из этого получилось, еще стоит обсудить.

— Обстановка энтузиазма не вызывает.
— Обстановка — дело проходящее, а вот энтузиазм должен быть неистощим.

Истинно, истинно. До неприличия голый энтузиазм породил легендарных «ПиВИЧ»ей; он же стоял за большинством российских игр 1997-99 гг. Творили для души, коммерцию — по боку, и все оставались довольны. Слаженные коллективы самовыражались без всякой задней мысли («гык-гык, а тут мы схалтурим — пущай лопают»). И знаете, почему-то не приходилось пенять на «несчастную нищую индустрию»: масса эмоций при минимуме вложенных средств.

Теперь обратимся к реальности. «Семерка» в названии очередного «Петьки» ясно отражает суть благих намерений «Буки». Редкая зарубежная адвенчура может похвастаться таким количеством сиквелов. Сатурновцы же пробежали дистанцию в пять серий за какие-то пять лет. Усилием воли перемахнув 2D-барьер и вконец разметав остатки связной сюжетной линии, они обрушились на бедного ветерана. Вышло достаточно противоречиво. Чувство юмора по-прежнему на месте, чувство меры — тоже. Однако вытащить доведенную до ручки историю на достойный уровень и придать путешествиям хорошую спортивную форму старожилу явно не под силу. «Один в поле не воин». Понять можно…

— Ключик. Не золотой, конечно…
— Разводной. Как, впрочем, и ты у меня, Петька.

В символизме Вячеславу не откажешь: спущенные в цинковых гробах, герои ступают на борт громадной посудины. За штурвалом — незаменимый Фурманов, готовый открыть новую страничку приключений боевых товарищей. Вот только нездоровое влечение Петра к большим загадочным кнопкам без подписи (помните фатальный инцидент в «Судном дне»?) отсрочивает миссию на неопределенное время. Несанкционированный скачок в будущее (а именно 1969 г.), столкновение с катером порномагната Хью Хефнера (Hugh Hefner) и находящийся в отключке комиссар привычным бременем ложатся на красноармейские плечи.

Несуразицы плодятся на глазах. Секретный корабль оказывается наводненным многолюдной толпой из программистов/слесарей/поваров/горничных/барменов да пасечника Кузьмича, ныне переквалифицировавшегося в медработники. Меж тем старый знакомый не хочет ставить на ноги перебинтованного Фурманова до тех пор, пока его не сведут с девушкой мечты. Прекрасное начало. Не имея ни малейшего представления о цели своего пребывания на судне «Очаков», парочке надлежит провести добрую половину всех скитаний в поисках пассии среди подопечных главы «Плейбоя», оккупировавших лайнер. Запретные границы, прежде нетронутые поборниками творчества LucasArts, распахнули приветливые двери (а не заметить аналогий с Leisure Suit Larry 7 сложно), удачно перечеркнув ранние потуги сценаристов.

В принципе, ничего ужасного здесь нет. Автор охотно демонстрирует познания в области индустрии и прочих культурных ценностей в виде легких, ненавязчивых пародий. «Бондиана», «Остин Пауэрс», Жак Ив Кусто, «Аполлон 13», Атлантида, Бермудский треугольник и «Назад в будущее» проскакивают то тут, то там, перемежаясь советской символикой и милыми гэгами. «Словесных» отсылок и того больше (особого внимания удостоились Фрейд и фильмы Леонида Гайдая). Затяжные диалоги и комментарии в кои-то веки не утомляют, напротив, радуя меткой остротой или едким замечанием. Примерно к середине в шутках наступает внезапный кризис, и балагурить друзья прекращают. Впрочем, на финишной прямой фантазия вновь разгоняется, так что заключительные эпизоды напоминают разухабистую мешанину в духе какого-нибудь Space Quest. До искрометности первых частей веселуха не дотягивает, но повод улыбнуться есть.

— Смотри, Петька, не сломай!
— Да я уже…
— Ага. Долго ли умеючи, так что ли?

Где-то на стадии стимуляции игрока и мозголомных упражнениях творческий потенциал иссяк. Собственно, те самые бесконечные мотания по кораблю ничем не мотивированы. Петька пристает с одинаковыми вопросами к страшненьким моделькам красавиц, нарываясь на одинаковые ответы типа «гуляй, мальчик». Лишь после того, как карманы ординарца переполняются всякого рода безделушками, в избытке разбросанными по внутренностям и наружностям плавательного средства (нешуточных размеров, надо отметить), Кузьмич начинает выставлять требования к избраннице. Одну за другой молодчики перебирают «страстную», «умную», «ласковую», даже «пьяную», ублажая каждую из них (в хорошем смысле, конечно). Характерные для отечественных квестов болезни «неожиданных комбинаций» и «корыстных менял» заполоняют тучный мир.

За «просто так» вещи не достаются. Доходит до нелепости: герои собирают журналы пикантного содержания (что-то около семи экземпляров), получая в обмен рецепты изготовления коктейлей, по штуке за номер. Скучно и непритязательно. Отличная находка с воссоединением троицы из шестой части — и та забыта; короткая вылазка Анки под занавес и пара случаев применения грубой физической силы Чапая кажутся лишними функциями, призванными оправдать вылезающую сбоку панельку выбора попутчика.

Глупой затеей выглядит и топорно вклиненный в процесс дедушка Pac-Man. Три уровня (ни пропустить их, ни сохраниться нельзя) просты и крайне навязчивы. К чему неуместное ретро? Очевидно, кому-то хотелось растянуть недлинное прохождение. Грустно признавать, но с этого ракурса «Золото партии» — довольно невзрачный середнячок.

— Глядите-как, на таком низкополигональном растении — и такой натуральный листок расцвел. Чудеса!

Атмосфера, несмотря на знакомые по «Новой реальности» графические и музыкальные прелести (заурядные римейки известных композиций — набившая оскомину «фишка» — вообще стоило бы списать в утиль после третьего выпуска), отдает ароматами первых серий, за что отдельное спасибо. Беззаботный юмор и комично оформленные выходки разгильдяев (Петька, вишь, и по лестнице спуститься не может, чтоб не загреметь со ступенек) вносят нотку оживления в пресноватую прогулку по краю затертых идей. Наверное, это самый забавный представитель российских квестов со времен «Обратной стороны земли». Увы, «забавный» — не значит «лучший». И причины я бы советовал искать не в Вячеславе, а в безобразном глумлении «Буки» над аппетитным брэндом. Ну сколько можно, в конце-то концов?