Светлая тема

Рецензия на игру Pole Position 2010

Пик популярности менеджеров «Формулы-1» пришелся на рубеж тысячелетий — тогда их появилось около десятка. Потом начался спад, на ежегодные обновления сил ни у одного разработчика не хватало. Но вышедшая в 2008 году RTL Racing Team Manager намекнула: интерес не потерян. А Pole Position 2010 продолжила ее дело, снова выведя нас на трассу.

Метро в «Формуле-1»

Знаете, как зовут здесь того, на кого устремлены взоры жителей самой огромной страны мира? Виталий Метро. Проблема с лицензиями очень серьезная — ну, модно сейчас просить бешеные суммы за громкие имена. Лишних средств в кармане destraX не было, что и привело к случаю с Виталием Петровым, у которого измененная фамилия получила смысловую нагрузку. Лично я, увидев это, вспомнил консольный сериал Disgaea, с его врагом Rubashka и ожерельем Pravda.

Огорчат истинных поклонников «Формулы-1» и исковерканные до неузнаваемости названия. Хорошо тем, кому известно, что Vodafone – партнер McLaren Mercedes. Для них вопрос, кто скрывается под личиной Yoda Phone Schnitzer, будет риторическим. Если же вы не профессионал, способный посреди ночи оттарабанить список пилотов королевских автогонок, шансов распознать в «британцах» из Rose Racing-Kissworth «малазийцев» из Lotus Racing маловато. Неразберихи добавляют курьезы, как со Scuderia Ferrari Marlboro, окрещенной Red Horse Racing. То ли по незнанию, то ли специально destraX с точностью до буквы скопировала имя американской команды, участвующей в чемпионате NASCAR.

Приятно, что количество кругов, длина и конфигурации трасс соответствуют настоящим. Но реальность правит бал не везде — в Pole Position 2010 действуют не все установленные FIA законы. И вы сами решаете, насколько модернизировать двигатель, не оглядываясь на федерацию и ее запреты. Были бы деньги, остальное вторично.

Впрочем, экономика слабо влияет на ситуацию. Отвратительные результаты не загоняют счет в банке в минус, спонсоры продолжают отсчитывать хрустящие бумажки, главное — хватать тех, кто дает больше. В итоге, укомплектовав коллектив, бремени расходов и не замечаешь – доходы тут фантастические. Хотя потратиться есть на что: скажем, на постройку зданий в разных уголках планеты, помогающих ускорить исследования. Между прочим, некоторые строения стоят десятки миллионов, поэтому на полное развитие команды уйдут виртуальные десятилетия!

О, дайте, дайте мне полвека

Pole Position 2010 – игра неторопливая. Вы начинаете с нуля, вне зависимости от того, станете у руля признанного лидера или новичка. Приходите в офис и понимаете, что он пуст, и ассистентов надо искать на рынке. Но они-то хотя бы там есть, а вот с рядовыми механиками и конструкторами просто беда. Особенно не хватает персонала в первый сезон, и взять его неоткуда – очередь желающих поработать за воротами не стоит. И грустно, и смешно одновременно, когда из-за такого подхода на Гран-при Бахрейна элитная Red Bull выходит с не претендующим на топ-10 болидом…

Конечно, порой и в таких условиях вы наберете пару очков. Если будете учитывать давление в шинах, угол наклона переднего и заднего антикрыла, вес машины. Помнить о погоде и верно выбирать «резину» (на дождевой не слишком погоняешь в жаркий день, а на сликах – под хлещущим ливнем). И безошибочно планировать тактику (сделаете много пит-стопов — потеряете драгоценные секунды на заездах в боксы, мало – из-за потяжелевшего бака упадет скорость).

Но это – подготовительный этап. После старта гонки что-то серьезно не поменяешь, можно только отдать четыре приказа: атаковать, удерживать позицию, пропускать рвущихся вперед и экономить топливо. С другой стороны, напрямую управлять мчащимся авто из боксов невозможно – запрещено регламентом. Да и если техническое оснащение на уровне, регулярные победы придут без дополнительных ухищрений.

Правда, лет через пять, не раньше. Собственные двигатели, электроника, крылья поначалу в разы хуже образцов, предлагаемых независимыми поставщиками. Однако и платить постоянно дядям издалека незачем, поскольку в конце концов их наработки станут уступать вашим. Особенно в области аэродинамики – сторонние компании выставляют на продажу какую-то рухлядь. Так что сожмите зубы и расширяйте свои КБ, улучшайте и производите дефлекторы, заменяя чужие «шедевры», которым место на свалке. Жаль, что лаборатория рассчитана максимум на сто ученых. Глупейшее ограничение, тормозящее и без того не быстрый геймплей.

Вдобавок понять, что происходит в игре, затруднительно. Сходу вникнуть в нюансы смогут лишь настоящие фанаты, ведь разъяснить, как правильно действовать, создатели не соизволили – нормального «учебника» здесь нет (только краткий мануал на ломаном английском). Да и во время заездов движок чудит – лучший по результатам квалификации гонщик вдруг безропотно пропускает товарища по команде, при этом оба плюют на ваши распоряжения. Выяснить, почему так, а не иначе, без вмешательства высших сил нереально. Инструменты для анализа ошибок, как и 3D-трансляции, тоже отсутствуют, разве что изредка нам показывают размноженные под копирку моменты с обгонами. Попробуй по ним угадай, что на самом деле произошло…

И не забудьте о «багах»: запустить релизную версию Pole Position 2010 – задача почти невыполнимая. Вылеты и зависания заставят проклясть день, когда вы сели за баранку этого пылесоса. От принудительных путешествий на рабочий стол не спасет и патч 1.30, но его установка, по крайней мере, позволит поиграть без частых перерывов.

* * *

Рано или поздно вожделенный Кубок конструкторов попадает в ваши руки, однако удовольствия от этого — никакого. Издевательски неспешный путь к победе вынуждает забыть об отдельных успехах и неудачах, и Pole Position 2010 покидает жесткий диск. Впрочем, оставляя надежду, что перед нами не последний менеджер «Формулы 1» в истории.