Светлая тема

Рецензия на игру Порт Роял

Сын патриция

Скажу сразу: Port Royale — это наш старый знакомый Patrician 2, по прихоти Ascaron расставшийся с замшелой Европой и отправившийся покорять новые земли. Однако рука не поднимается написать супротив него слово «клон». Вопреки законам математики, от перемены мест все слагаемые привлекательности «Патриция» сложились в нечто новое, узнаваемое внешне, но изрядно преобразившееся внутренне. Престарелый вельможа вдруг помолодел, приосанился, заимел бандитские повадки и, движимый страстью к приключениям, пустился во все тяжкие.

И все же они похожи, словно братья-близнецы; экономическая модель, система социального статуса, морские перевозки и постройка собственных предприятий… словом, все, за что дорог нам Patrician 2, было аккуратно и бережно перенесено в Port Royale. Политическая ситуация, конечно, другая: никакой единой торговой организации вроде Ганзейской лиги, лишь четыре державы (Испания, Англия, Франция и Голландия), постоянно воюющих между собой, и атмосфера удалой вседозволенности вокруг. Действие происходит в морях и городах недавно открытого Карибского бассейна в один из четырех временных отрезков, начиная с 1570 года, когда владычество Испании в регионе казалось незыблемым, и заканчивая 1660 годом, в эпоху упадка испанских колоний и расцвета пиратства. Выбрав одну из сторон, начальный капитал и «характеристики персонажа» (без пресловутых ролевых элементов и тут не обошлось), игрок оказывается один на один с весьма похорошевшим, окрашенным в сочные тона, но знакомым интерфейсом.

Серьезных изменений не так уж много; ветераны Patrician 2 с легкостью освоятся в новом окружении. Впрочем, у тех, кому не довелось играть в предыдущее творение Ascaron, тоже не возникнет сложностей: Port Royale заметно проще и дружелюбнее предшественника. Картинка стала ярче, интерфейс — удобнее, а к деловой серьезности примешался дух романтики и приключений.

Бухгалтерия

Вы не знакомы с Patrician 2? Тогда я вкратце обрисую основные идеи. Движущей силой в Port Royale является торговля; морские грузоперевозки — надежный, хотя и не оперативный способ сколотить состояние и заслужить уважение сограждан. Теория обогащения проста — покупаем дешево, продаем втридорога, а разницу тратим на новые корабли, предприятия, ремонт, команду, вооружение и т. д. В отличие от Patrician 2, глобальная морская карта изначально практически пуста, и нам предстоит самостоятельно разыскать на ней новые города. Большую их часть составляют молодые колонии, что своеобразно отражается на геймплее: введено разделение на т.н. «governor towns», имеющие регулярное сообщение с Европой, и зависящие от них мелкие поселения. Соответственно, перечень товаров включает три категории: еда и сырье, спрос на которые везде одинаково велик, колониальные товары, предназначенные для отправки в Европу, и импортируемая продукция, хорошо расходящаяся в не имеющих связи с материком колониях. В условиях местного, трудно предсказуемого рынка эта система вводит некоторый элемент надежности. Цены, конечно же, меняются динамически в зависимости от величины спроса и наличия товара на городских складах.

По мере роста капитала появляется дополнительный путь к обогащению: собственные предприятия. Купив за круглую сумму право на строительство в городе и возведя обязательное представительство — склад (Storage), мы получаем возможность основать частное производство. Список доступных построек не так уж широк и варьируется от города к городу — сказываются географические и климатические особенности местности. Кроме того, часть товаров производится с меньшей эффективностью, что может заметно снизить прибыли. Правила успешного бизнеса очевидны — выпускать надо то, что пользуется наибольшим спросом и обещает минимум затрат; при этом не стоит упускать из виду загруженность складов и ситуацию с рабочей силой в городе. Как и в Patrician 2, можно сооружать общественно-полезные здания, что увеличивает популярность среди горожан.

Пятнадцать человек на сундук мертвеца

Но все эти торгово-экономические сложности, без которых был немыслим Patrician, непостижимым образом утратили свое значение в Port Royale. Дух беззакония, едкий дым пушек и легкая как попутный ветер нажива — вот соль здешних морей. Авторы мягко подталкивают игроков к простой мысли: быстрое богатство честными путями не достается; но кто здесь боится нечестных путей?

Заниматься морским разбоем разрешено сразу, достаточно лишь потратить стартовый капитал на набор матросов и приобретение пушек, и вперед, к славе — захват небольших слабых конвоев в считанные минуты сделает начинающего купца владельцем приличного флота. Продажа лишних кораблей приносит неплохую прибыль, а растущая огневая сила позволяет устраивать все более рискованные вылазки. При этом имидж грозного флибустьера вовсе не означает потерю репутации, поскольку победы над пиратами приносят и почет, и, нередко, немалые награды, а для «легального» грабежа торговых кораблей других наций всегда можно купить каперское свидетельство.

На этом приключения не заканчиваются: игра делает все, чтобы смягчить торговую тягомотину, подсовывая разнообразные задания, таинственные слухи и карты зарытых сокровищ… И, конечно же, бои: до двух десятков разномастных кораблей сталкиваются в жестокой схватке, величественно скользя по волнам, лихо кружась и засыпая друг друга ядрами, превращая кровавую забаву в форменный балет. Простора для тактического ума не так уж много, и обычно после предварительной раздачи приказов остается лишь любоваться изящными и смертоносными па воюющих флотилий. Впрочем, отнюдь не всегда дело решает лишь превосходство в силе. Например, боеприпасы могут закончиться в самый ответственный момент, а недостаток людей в команде запросто позволит коварному врагу взять на абордаж ключевой корабль. Приходится обращать внимание на различные мелочи, что, конечно же, приятно.

В Port Royale понятие отдельного корабля исчезло, теперь под нашим началом только конвои и их капитаны (тоже, кстати, со своим набором растущих со временем параметров). Это упрощает и торговые, и ремонтно-закупочные операции — налицо еще один шаг вперед по сравнению с Patrician 2. Количество конвоев, как, впрочем, и число городов, в которых можно строить собственные предприятия, зависит от ранга — местного варианта привычного для ролевиков «уровня» персонажа, который повышается путем совершения удачных торговых сделок, морских побед, успешного выполнения миссий и т. д.

Семь футов под килем

Число особенностей слишком велико для небольшой рецензии — за кадром осталось многое, но вывод не стыдно сделать уже сейчас: Port Royale оправдывает потраченное на него время. Конечно, недостатки есть. Интерфейс все еще достаточно неудобен и перегружен, морские сражения, несмотря на свою зрелищность, зачастую однообразны, миссии типичны и скучны, AI, похоже, удостоился лишь поверхностного внимания разработчиков… Кроме того, в процессе на свет то и дело вылезают всевозможные ошибки, не смертельные (выпадений на рабочий стол не наблюдалось), но досадные: нередко «пропадает» картинка, информационные окошки, напротив, отказываются закрываться, постоянно возникают сложности с сетевой игрой… Этот раздражающий балласт лишил Port Royale «Нашего выбора», и все-таки высокую оценку он получает по праву. Красочная графика, приятная музыка, глубокая стратегическая основа (с хорошей родословной) и атмосфера добротного пиратского романа — все составляющие удавшегося проекта налицо.

В общем, смело покупайте шампанское, бейте его с размаху об монитор, и счастливого вам плавания. Может, где-нибудь там, среди соленых волн, мы еще встретимся…