Светлая тема

Рецензия на игру Футбол: Чемпионат мира 2002

Чемпионат мира в Японии и Корее, который в среде российских любителей футбола задолго до его начала глумливо-иронично был окрещен ЧМЯКом (звук, с которым наша сборная села в лужу на данном мероприятии), продолжает будоражить неокрепшие умы криворуких разработчиков. Все вы наверняка помните эпопею со странными поделками Kickoff 2002 и Sven Goran Eriksson's World Challenge, создатели которых сообразили такую откровенную дрянь по мотивам «самого крупного футбольного форума», что оторопь брала.

Наши мучения не закончились, господа. За дверью - очередной генетический урод. Откроем?

Альберто Карлос и Кавтан

В принципе, по главному меню и заставке (немаловажные компоненты в мире спортивных игр) нельзя сказать, что перед нами чистокровный упырь, от вида которого бросает в дрожь и появляется желание сотворить заклинание, отгоняющее злых духов. Видеоролик вовсю рекламирует возможности движка (motion capture и прочие страсти-мордасти), а меню в целом выглядит опрятно, предлагает кучу приятных вещей, в том числе «Товарищескую игру» и «Турнир». Другой (и последней) симпатичной неожиданностью является то, что «по умолчанию» одной из двух команд, которые компьютер изначально предлагает стравить в товарищеской встрече, является Россия (позже выяснилось, что виной всему банальный “randomizer”). Полюбовавшись на российский флаг, я начал было рассматривать фамилии родной команды... Романтическая натура наверняка бы ахнула (или охнула). У меня же просто наступило полное и неотвратимое понимание происходящего. Представьте себе вратаря Ногмотиллина и защитника Кавтана, Корпина и Хехлова, Тотева и Маставая, и вы поймете мои чувства. Беглое изучение составов остальных стран (в частности, Франции и Англии) показало, что никакой провокации, которая может привести к межнациональной розни, нет. Авторы не ёрничали, а всего лишь не озаботились покупкой хотя бы мало-мальски завалящей лицензии, дающей право поместить в состав виртуальной команды Рюштю или, скажем, Роберто Карлоса. Остается довольствоваться малым - Ростором и Альберто Карлосом (и совсем не смешно… назвали бы лучше Папой Карло или Грановским).

Ну ладно, в конце концов, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Тем более что паспортные данные глубоко символичны (символизируют настоящее имя/фамилию). Кроме того, никому не известную Enigma Software Productions чисто по-человечески можно понять - некоторые футбольные звезды косо смотрят на всемогущую EA Sports из-за использования их имен/торговых марок в серии FIFA. А ведь у компании есть масса всевозможных лицензий. И еще неизвестно, как «электроники» будут выкручиваться. Что уж тут говорить о маленькой конторе.

Плач по футболу

Однако все мы не первый год живем на свете. Сам процесс - вот что должно нас волновать, особенно в присутствии Великой и Ужасной FIFA 2003.

Знакомство с Pro Soccer Cup 2002 служит отмашкой ее авторам - ребята, можете бледнеть (краснеть, зеленеть). Игра напоминает сильно ухудшенную версию одной из предыдущих FIFA: вроде бы симпатичные модели футболистов, флаги на трибунах, судьи в поле и на бровках... Но вся симпатия к новому футбольному «шедевру» проходит, как дурной сон, после первого же удара по мячу. Прежде всего, бросается в глаза убогая анимация. Один тип приема мяча (он втыкается в футболиста и падает ему под ноги), два типа отдачи паса (пяткой и носком), один тип удара... Согласитесь, после FIFA 2003, где Бэкхем норовит своей собственной походкой подойти к мячу, чтобы пробить «стандарт», смотрится по меньшей мере тошнотворно. Игроки двигаются одинаково, бьют одинаково и пасуют тоже одинаково. Кстати, насчет движения... Видели бы вы, как эти несчастные ходят, - складывается ощущение, что обе команды в полном составе, прошу прощения за откровенность, наложили в штаны. Крайне неэстетичная картина.

Физика? Ну, давайте и о ней поплачем. Попробуйте представить себе, что мяч летает от футболиста к футболисту, как намагниченный. Приведу пример. Пас дается в сторону игрока, находящегося на некотором отдалении. Если передача изначально идет немного под другим градусом (все-таки у клавиатурного курсора только восемь направлений), то во время перемещения мяч резко изменит направление и попадет прямо в ноги ожидающего его игрока. Выглядит до того похабно, что продолжать играть нет ни малейшего желания. Какой же это футбол, если мяч напоминает управляемую ракету класса «воздух-воздух»? Мечта бездарного футболиста команды-аутсайдера, честное слово.

В сад!

Pro Soccer Cup 2002 может оставить хоть сколько-нибудь приятное впечатление только на скриншотах. В динамике - душераздирающее зрелище. И на кой черт она сдалась Snowball (в России игра была издана под названием «Футбол: Чемпионат Мира 2002»)?