Светлая тема

Рецензия на игру Purge

Обратите внимание: ей был дан шанс. Нет, правда, мы старались. Целый месяц мы не брались за рецензию, наблюдая, как в интернет-потоках один за другим проплывают увесистые патчи, сражались с отвратительным сетевым кодом и с замиранием сердца нажимали кнопку "Обновить" в списке серверов. Ноль игроков. Ноль. Один. Два. Ноль. Пять! Семь! Ноль. Ноль. Ноль. Из максимально возможных шестидесяти четырех. Для онлайновой игры нет участи хуже, чем смерть от дефицита внимания.

Киборг в гостях у сказки

Эта печальная история началась семь лет назад, когда группа энтузиастов, движимая желанием улучшить Quake, произвела на свет мод Future vs Fantasy. По тем временам идея была революционной - до FvF еще никто не пытался скрестить командно-ориентированный дефматч с ролевой игрой. Представьте себе Team Fortress, где вместо пехотинцев сражаются колдуны, андроиды, киборги-кемперы (sic!), монахи, ниндзя и варвары. Приверженцы технологии олицетворяют некий "Орден", адепты магии - могучую кучку под названием "Избранные". Из RPG-мира была взята простенькая система статистики персонажей, а собственно геймплей делился на две категории: режим совместного прохождения "Quest Mode", отличавшийся от обычного квейковского "кооператива" наличием "экспы", и брутальный "Purge", когда одной команде предписывалось найти и уничтожить священный портал противника.

Перенесемся на семь лет вперед. "Quest Mode" скончался, его прах развеян по ветру. Группа энтузиастов повзрослела, оформилась в юридическое лицо "Freeform Interactive", купила лицензию на престарелый движок LithTech Talon, ставший в последнее время излюбленным инструментарием разработчиков-неудачников, и вылепила Purge.

Результат? Невыдающийся. Восемь прегенерированных классов, каждый из которых представлен невзрачной моделькой. 16 карт на техногенную и фэнтезийную темы, варьирующихся от "посредственно" до "чудовищная безвкусица". К последним относятся все уровни типа "очередная военная база" - балом правят подогнанные под единый стандарт коридоры, нелепое освещение, прямые углы и комнаты ровной кубической формы. Открытые пространства выглядят несколько лучше. Здесь хотя бы заметно, что дизайнеры старались по мере своих скромных сил и возможностей: рисовали неплохие текстуры для земли, облагораживали территорию при помощи страшноватых, но все же зеленых насаждений и расставляли прочий декор. Не помешай им болезненное стремление к превращению уровня в набор узких переходов и активное злоупотребление функцией "copy/paste", возможно, визуальная оболочка Purge не была бы похожа на Unreal Tournament 2003 для бедных.

Смерть порталу!

Оружия немного - каждый из героев получил по четыре вида "стволов" и магических палок-махалок различной степени штампованности. Внимательно присмотревшись, можно обнаружить, что арсенал Ордена и заклинания Избранных отличаются лишь внешне, - на практике они фактически дублируют друг друга. Дополняют боекомплект умения, обретаемые на 1-м, 11-м и 21-м уровнях (к слову, 21-й уровень является в Purge пределом) развития. Маги и андроиды возводят защитные барьеры, лечат свои и калечат чужие постройки. Киборги и коммандо способны на несколько секунд увеличить шанс попадания в противника или нанесения критического удара. Граждане "Wastelanders" разбрасываются аптечками, патронами и - чуть реже - тактическими ядерными зарядами. Ассассины успешно прикидываются невидимками, монахи изрыгают ударную волну всепоглощающего огня, воины улучшают свою ловкость и т.д. в том же духе.

Героиня нашего рассказа могла бы претендовать на любовь публики, шестизначные цифры в графе "Продажи" и благосклонное внимание критиков в какой-нибудь параллельной вселенной, где безальтернативный геймплей считается нормой жизни. "Есть один-единственный режим и восемь классов - вот и играйте", - шепчут нам господа разработчики. CTF, классический дефматч, ботов для одиночной игры и целый вагон атрибутов любого уважающего себя multiplayer-проекта в Purge не завезли. Разве что управление по-божески сделано. Увы, когда весь смысл действия сводится к банальному "замочи портал на чужой базе, повторить миллион раз", от скуки не спасает даже идеальная раскладка. Да и визуальный ряд трехлетней давности - не самое лучшее подспорье в завоевании успеха.

Talon в никуда

"Но тут же есть ролевая система!" - выкрикнет кто-то с галерки и будет прав. Да, действительно, есть и, как ни странно, работает. Однако нам от этого ни жарко, ни холодно. Разумеется, приятно узнать, что в одном случае из десяти игрок, угодивший под пулеметную очередь, автоматически делает спасительный бросок, тем самым продлевая свое никчемное существование на 3,248 секунды. Воин 7-го уровня обладает большей ловкостью, нежели воин уровня второго, хотя и тот, и другой умирают с одинаковой быстротой, получив в лицо огненный шар.

Некая Diablo-образная аддиктивность, конечно, присутствует - развивать своего подопечного, набирая опыт за убийство оппонентов, в какой-то мере любопытно, если забыть о невысокой планке "level cap" и общей бесцельности данного занятия. Однако перед нами - не RPG, a всего лишь шутер с необязательными "элементами". В пылу сражения вряд ли кто-то станет переживать из-за того, что его параметр "Safe Fall" на пять очков меньше, чем у товарища по команде. Будь авторы людьми менее корыстными, они наверняка сделали бы соответствующий мод для UT 2003 или Battlefield 1942 - благо, обе игры это позволяют.

Все, что не угробил вялый дизайн, растерзали недоработки и баги. К счастью, дыры в балансе, кошмарный лаг и программные ошибки, пугавшие первых покупателей месяц назад, с грехом пополам залатаны серией патчей. Кое-что, впрочем, осталось. Purge по-прежнему глотает оперативную память, как удав - кролика, вызывая тем самым жуткий "свопинг" после выхода в Windows даже на машинах с 512 Мб ОЗУ. При этом No One Lives Forever, открывшая миру LithTech Talon, хорошо себя чувствовала и на 128 Мб. Мы не сомневаемся, что рано или поздно эту прореху кодеры Freeform Interactive тоже зашьют. Вопрос в другом - кому она будет нужна, если уже сегодня поиск товарищей для игры превращается в мучительное истязание кнопки "F5"?

А мир тем временем продолжает кромсать фашистов в Battlefield 1942, охотиться на спецназ в Counter-Strike и участвовать в футуристических дуэлях на серверах Tribes 2 и UT 2003...

Пурген

Устаревший движок, плохонький звук и полное отсутствие музыки, нежелание расширить узкие рамки мода 1996 года выпуска за счет добавления новых режимов, статистика, приносящая еще меньше пользы, чем параметры персонажей какой-нибудь Final Fantasy, плохо поставленный маркетинг и наличие целой плеяды зубастых конкурентов - вот причины провала, казалось бы, хорошей идеи. Едва появившись на свет, Purge оказалась на той же свалке, куда раньше попали Legends of Might & Magic, Motor City Online и New World Order. Как показывает практика, из этих мест не возвращаются. Помогут ли игре ежемесячные обновления? Вряд ли.

Дорогие начинающие разработчики! Если вас вдруг осенила гениальная мысль скрестить шутер с ролевой игрой, не пытайтесь делать коммерческий продукт. Занимайтесь модами, и все будут довольны: вы сэкономите нервы, народ - деньги, а ваш покорный слуга - время, потраченное на мучительные роды таких вот рецензий.

P.S. Любопытный момент: на официальном сайте проекта отсутствует традиционная рубрика "Пресса об игре". Вместо этого нам предлагают ознакомиться с т.н. "обзорами пользователей" на сайтах онлайн-магазинов. Их чрезвычайно бодрый тон наводит на мысль о том, что под видом "покупателей" скрываются сами авторы и им сочувствующие...