Светлая тема

Рецензия на игру Railway Mogul

Энтузиасты

Вы когда-нибудь задумывались о том, как выглядел бы Far Cry, созданный одним человеком? Или на что была бы похожа Civilization 3, слепленная энтузиастом-одиночкой? Честно говоря, воображение рисует неприглядные картины. Есть, очевидно, определенный технологический рубеж, переход через который требует огромных усилий. XXv Productions продемонстрировала, что отдельным талантливым людям он по плечу. Знакомство с Railway Mogul, увы, места для оптимизма не оставляет — игры уровня Dark Fall являются очень редким исключением из правил.

Limbic Jujitsu — псевдоним Ариана Мухерджи (Aryan Mukherjee), изваявшего «свой собственный Railroad Tycoon». Его детище настолько карикатурно воспроизводит почетный сериал, что начать рецензию непременно хочется с сарказма. Итак…

Дайте мне точку опоры…

Railway Mogul — это игра, совершившая две революции в организации пользовательского интерфейса. Камера здесь обрела невиданную доселе свободу: ухватив ее клавишей мыши, можно в мгновение ока… перевернуть Землю! Много ли существует стратегических игр, где нам позволяют запросто ставить целый мир с ног на голову, попирать ногами небесную твердь и, умиляясь, любоваться растущими сверху вниз деревьями? Помнится, в Armed & Dangerous было нечто подобное, однако это совсем другой жанр, да и служил тамошний «штопор» иным целям… Не представляю, какова практическая ценность такой особенности RM. Разве что, играя в невесомости, не нужно переворачивать монитор.

Еще одна гениальная идея Ариана: разделение интерфейса на «двумерный» и «трехмерный». В первом из них курсор словно прикован к объективу виртуальной камеры и умеет беспрепятственно ползать по экрану, нажимать кнопки, отдавать распоряжения, но с игровым миром он никак не связан. Мы можем одним щелчком распластать его по земной поверхности, получив вдобавок окошко с текущими (x,y)-координатами, а также с кратким описанием всего, что попадает под указующий перст. Кстати, это едва ли не единственный способ выбрать объект на экране или узнать, что именно скрывается за невыразительными строениями — лесопилка или завод по переработке отходов. Думаю, «удобство» данного подхода не нуждается в подробном изложении. Правда, в «трехмерном» режиме курсор проявляет норов и нередко ведет себя непредсказуемо…

[sarcasm off]

Кроме двух «революций», RM ничем похвастаться не может. Автор этой банальной, унылой игры стремился достичь количественного разнообразия, но напрочь забыл об игроке. Обилие построек, локомотивов и товаров ничуть не делает основную задачу интереснее, а желание походить на RRT откровенно режет глаз. Знакомым образом мы ставим станции (трех разных размеров) так, чтобы в их «круг действия» попало как можно больше производителей (или потребителей) товаров. Мужественно борясь с управлением, соединяем их рельсами, закупаем поезда (10 всегда доступных моделей), назначаем им маршруты, выбираем груз, запускаем… Потом несколько минут осматриваем то, что получилось, и начинаем заново, в случае нехватки денег выпуская облигации. Все.

Здесь нет конкурентов, нет владения предприятиями, нет игры на котировках акций, нет, в сущности, никакой экономической динамики. Десять сценариев (плюс редактор, но вряд ли у кого-то хватит терпения в нем работать) предлагают компактные, статичные мирки, где почти ничего не меняется без нашего ведома. Соревноваться не с кем, спешить некуда, а достижение поставленных целей сводится к элементарной логистике — надо расположить станции в правильных местах и стараться не ошибаться при прокладке путей.

Большая часть локомотивов не используется, некоторые товары перевозятся от нечего делать… Информация подается скупыми порциями, и разобраться в работе собственной компании стоит немалых трудов. Судите сами: прибыльность отдельных маршрутов нигде не отражена, баланс подводится один раз в месяц (в этот период приходится лишь догадываться о масштабах прибыли или убытков), станции обозначаются координатами, а не именами, как в RRT. Естественно, через 5 минут игры ни один нормальный человек не отличит «Station at 34,40» от «Station at 16,23», тем более что координатной сетки на экране тоже нет. Одним словом, геймплей неудобоварим и невыносим.

Лебединая песня

Эргономику и программирование г-н Мухерджи явно изучал спустя рукава. Описанные выше 2D- и 3D-режимы — всего-навсего одна из пыток, уготованных игроку. Забудьте об умных змейках рельсов, послушно вытягивающихся за курсором — их придется лепить на каждый квадратик поля. А потрясающе дружественный 3D-интерфейс заставляет нас гоняться за поездами, волоча указатель по всем неровностям ландшафта.

Даже управление камерой, с его множеством де-факто установленных стандартов, реализовано неоправданно криво. Чтобы сдвинуть точку обзора, нужно зажать Ctrl, чтобы повернуть ее — зажать еще и левую кнопку мыши, и т. д. Игра тщательно избегает возможности понравиться хоть кому-нибудь, являясь, при всех минусах, копилкой недоделок.

Вылет в Windows — самое рядовое событие в RM. Загрузка сценариев частенько оканчивается прогулкой на «рабочий стол», а сохраненные игры не восстанавливаются, похоже, принципиально. «Учебник», представляющий собой простую последовательность слайдов, справиться со своими обязанностями не способен — большинство тем вдребезги разбивают хрупкое игровое окно и возвращают нас в ОС. Предоставленная сама себе, игра достаточно быстро начинает скучать и самовольно закрывается. Патч, выложенный на официальном сайте, ни на грош не прибавил стабильности.

Графического и звукового оформления я сознательно не касаюсь, от «shareware» вообще не принято ожидать откровений в этой области. Примитивная картинка и минимализм в озвучании, которые тут присутствуют в полном объеме, — не помеха действительно увлекательной игре (Pontifex 2 тому пример), хотя Railway Mogul не спас бы и графический движок от Railroad Pioneer.

* * *

Совершенно убого. В качестве студенческой курсовой этот проект наверняка имел бы успех, но как коммерческий продукт он потерпел сокрушительный крах.