Светлая тема

Рецензия на игру RalliSport Challenge

Great expectations

Согласитесь, с момента выхода Colin McRae Rally 2 стоящих релизов в районе обитания раллийных симуляторов мы не видели. Были многочисленные ралли-рейды, был Rally Trophy, была всяческая шелуха вроде Pro Rally 2001… Но чтобы серьезно, грамотно, сугубо спортивно, с правильной физикой, красивой графикой и лицензированными автомобилями - такого подарка нам никто не преподносил. В общем, к RalliSport Challenge заранее сложилось вполне определенное отношение - как к первому серьезному проекту за последний год. И поэтому надежды на него возлагались соответствующие. Кроме того, надежды эти в немалой степени были подкреплены и тем, что игра занимает аж три CD, требуя аппаратной поддержки T&L и не менее 32 мегабайт видеопамяти (иными словами, не ниже GeForce2 MX400). Звучит многообещающе, неправда ли?

Учитывая все вышеизложенное, разочарование, которое постигнет каждого, кто рискнет дружелюбно поздороваться с RSC, усугубляется в десятки раз.

Внутри

Три компакт-диска? Полтора гигабайта? Эка невидаль. Совсем немного, особенно если вы знакомы со способностями программистов Microsoft. Треть от общего объема занимает несжатая музыка, другая треть - видеоролики в формате .avi. Но больше всего меня впечатлил традиционный для M$ файл End User License Agreement весом более четверти мегабайта.

Несмотря на все заверения о T&L, геометрических и световых преобразованиях и прочих фишках-мульках, графика невыразительна. Нельзя сказать, что она плохая: пейзажи добротные, есть и трехмерные зрители, и перебегающие дорогу собачонки, и деревья вроде бы радуют глаз. Однажды на повторе африканского этапа я даже заметил двух зебр, которые издалека с интересом наблюдали за несущейся машиной. Интерактивность трехмерных сцен - не пустой звук: можно таранить и бодать расположенные вдоль трассы объекты, таскать на капоте сбитые столбы и рекламные баннеры. Но картинка мертва. Складывается стойкое ощущение пустоты и недоделанности. Возможно, дело в слишком широких трассах или в чересчур низко расположенной точке обзора при включении вида "с бампера"… Кстати, об обзоре: кроме уже упомянутой "низкорослости", наблюдается почти полное отсутствие кренов и очень плохая передача ощущения скорости. Ветераны 3D-шутеров наверняка знают о таком консольном параметре, как "fov" (field of view - ширина обзора). Лично у меня сложилось впечатление, будто в RalliSport Challenge его величина довольно сильно занижена.

Визуализация автомобилей бесподобна. Крены, опять же, не передаются, но сама модель раллийного болида отрисована превосходно. Видна работа подвески, видны выстрелы из глушителя при торможении двигателем, видно, в какую сторону крутятся и поворачиваются колеса. Отлично реализованы повреждения: трещины на стеклах, выбитые фары и фонари, вмятины на кузове. А вот эффекты вроде тумана или пыли из-под колес ужасны: вместо непроницаемого шлейфа за машиной струится жалкая тусовка невыразительных облачков. О некой "кустарности" свидетельствует также неправильная раскраска болидов и отсутствие реальных имен/названий.

Ну и ладно. Зачем нам Ford Martini Racing? Обойдемся "фордом noname".

В руле

Как физика? А никак. Похоже, управляемые заносы были добавлены "для галочки", ради соответствия требованиям жанра. Общий вердикт - NFS в худших ее ипостасях. Да, занос есть, но чтобы его вызвать, приходится проделать дикое количество судорожных телодвижений рулем, противоречащих убеждениям водителя, хоть раз сидевшего за баранкой автомобиля на скользкой дороге. А когда машина все-таки "соглашается" сорваться, вдруг выясняется, что скорость упала едва ли не до нуля. В общем, разработчики потрудились на славу - это ж надо умудриться так опошлить СКОЛЬЖЕНИЕ (а ведь оно, как известно, является основой ралли)… Противно.

Справедливости ради следует отметить, что по прошествии некоторого времени вам все-таки удастся освоить способы "езды боком". Но, во-первых, это произойдет минимум после трех-четырех прохождений "серии" из пяти-шести спецучастков, во-вторых, будет стоить вам кучи нервов, а в-третьих, в результате вы еще долго не сможете даже подойти к любому другому раллийному симулятору.

Геймплей

Набор представленных игровых режимов весьма своеобразен. Помимо традиционного ралли присутствует так называемый "апхилл" - заезды в гору на время. Если кто не в курсе, есть в США такое знаменитое мероприятие - "Гонка на Пайс Пик". Машины (число участников вызывает благоговейный ужас), как командные, так и собранные энтузиастами на коленке, соревнуются в быстроте "восхождения" на вершину горы по сложнейшей трассе. RSC - первый ралли-симулятор, включающий в себя подобные гонки. Это плюс. С другой стороны, здесь ВООБЩЕ нет режима чемпионата. Это минус. Большой. Есть только сумбурная "карьера", в которой необходимо проезжать одну за другой "серии" из нескольких трасс. В перерывах между ними не разрешено ни ремонтироваться, ни перенастраивать болид (все равно настройки очень прозрачны; подвеска "мягче - жестче", коробка "короче - длиннее", выбор резины). Что касается ремонта… в конце СУ вам просто любезно покажут, насколько (в процентах) сильно разбито авто. Починить не дадут. Впрочем, модель повреждений здесь, мягко говоря, щадящая, так что необходимости в ремонте практически нет.

Своеобразен и набор машин: WRC-монстры по 300 л.с. здесь стоят на низшей ступени, они доступны в самом начале игры. По мере "карьерного роста" появляются кит-кары (500 л.с.), а затем и вовсе невиданные чудища а-ля хот-род, вроде пикапов "Шевроле".

Резюме

Аркада с претензией на звание симулятора и несколькими симпатичными элементами. Никаких оснований для личного знакомства нет. Если вам преподнесут это чудо в качестве презента, - не отказывайтесь, но вежливо предупредите, что в скором времени вернетесь к тренировкам в Colin McRae Rally 2.