Светлая тема

Рецензия на игру Запретная зона

Игры из Германии часто характеризует некая незавершенность, препятствующая их триумфальному воцарению на верхних строчках хит-парадов. Restricted Area не пополнила ряды исключений из этой печальной статистики. На благодатной почве футуристических клонов Diablo 2, пока еще крайне немногочисленных, Master Creating смогла взрастить довольно хилый росток из оригинальных идей и роковых ошибок.

Клише

Местом действия на сей раз становится не набивший оскомину космический корабль, а наша с вами родная планета, дожившая до 2083 года. Сферы влияния разделены между мега-корпорациями, практически уничтожившими атмосферу и превратившими большую часть земной поверхности в пустынные дюны. Люди переселились в покрытые смогом города, разросшиеся до гигантских размеров, где влачат жалкое существование, батрача на кибернетические компании. Те, кому повезло еще меньше, живут в трущобах, торгуя оружием, наркотиками и нелегальными имплантантами, порой связываясь с промышленным шпионажем.

Подобно Harbinger, сюжетные линии за каждого из четырех персонажей слегка отличаются. Например, хакер Джессика попадает в тюрьму, откуда ее спасет громила Джонсон. Проходя сингл последним, мы будем отправлены освобождать девушку. К сожалению, на практике все сводится к занудной «бонусной» миссии по уничтожению очередной толпы супостатов. Авторы не удосужились нанять приличного сценариста, поэтому едва ли не восхищающая поначалу забава надоедает моментально, а слабенькая дешевая фабула, даже учитывая косметические ветвления, не трогает ни на минуту. Создав прекрасный мир и антуражи, Master Creating не посчитала нужным вдохнуть в них жизнь. Нам остается стрелять, стрелять и стрелять.

Однообразие во всем. Взявшись развивать определенный тип оружия, навеки оказываемся прикованными к одному и тому же способу геноцида противника. Локации, хоть и здорово нарисованные, практически не отличаются, а на выбор всего пять (!) вариантов случайно генерируемых декораций: убежище, фабрика, тюрьма, лаборатория и финальный дворец (сравните с богатством Diablo 2). Отделаны они добротно: мумифицированные тела, украшающие стены, приятное освещение, граничащее со зловещим полумраком… В таких декорациях впору состряпать «ужастик», однако наработки художников остались неиспользованными.

Полнейшее отсутствие уникальных комнат или достопримечательностей. Авторы дошли до того, что битва с финальным боссом происходит в абсолютно заурядном помещении, коих сотни. Небогат зверинец, не насчитывающий и дюжины разновидностей. Аскетизм преследует нас в выборе рандомных заданий: спасение из тюрьмы, почтовое изъятие предмета, уничтожение неугодного человека и зачистка очередного бункера от мутантов. Следует отдать должное: каждая новая игра действительно будет непохожа на предыдущую, хотя толку чуть, — наскучивает слишком быстро. До кучи опыт буквально цедят через ситечко, неимоверно затягивая развитие персонажа и прохождение основных квестов, для которых приходится долго и нудно прокачиваться на побочных.

С тобой в разведку

Вначале потребуется сгенерировать своего героя и подобрать подходящий уровень мастерства из трех имеющихся (самый высший — аналог «hardcore» Diablo 2, когда умерший персонаж уже не возродится). Успешное преодоление финального эпизода ведет к перезапуску истории и повышению сложности. В сетевом режиме можно выполнять исключительно генерируемые миссии в компании одного друга. О PvP и хоть каком-то аналоге battle.net вообще не идет речи.

Цельного мира не сотворили. Существует «город», где наличествует пара магазинов, ростовщик, выдающие задания агенты, а также бомж и проститутка. Пилот доставит в пустыню — на место исполнения; оттуда подопечный диверсант спускается в подземелье, состоящее из нескольких этажей, в поисках цели. Если не повезет, скрипт генерации расположит ее вне стен каземата, — вернемся с пустыми руками и пониженной репутацией. Ежели фортуна улыбнулась, помимо денежного вознаграждения, репутацию наоборот повысят. Хотя в итоге это дает лишь доступ к наиболее «крутым» по барышу случайным квестам.

Для сохранения выделен один слот, однако после его использования придется выходить из игры. Впрочем, поверженные враги не воскреснут при возвращении обратно. Свободное перемещение между «городом» и уровнями отсутствует, поскольку выбор «back to city» до завершения основной задачи засчитывается как фиаско. Куда девать накопленные в пути вещи? Есть крайне объемный трюм корабля — подобие «stash». Да и герои таскают на себе немало.

Экскалибур

Беден ассортимент предметов. Имеются уникальные варианты обмундирования (выглядят они так же, как и обычные), а надеваемые имплантанты (заменяют броню) одного производителя дают бонусы. Оружие разрешается модифицировать, повышая убойную силу; у «cyberware» понижается «толерантность» (параметр персонажа, влияющий на максимальное количество носимых неорганических предметов). С другой стороны, нет аналогов драгоценных камней, «set items» и рун из Diablo 2. Экипированные шмотки вообще не отображаются на персонаже, да и «стволы» в его руках выглядят одинаково, не изменяя даже цвет. Стоит ли говорить, что охотиться за сокровищами становится совершенно неинтересно, а это еще сильнее отторгает от Restricted Area.

Вот ролевая система заслуживает похвалы. Во-первых, все персонажи получились необычными и интересными. Джонсон специализируется на тяжелом оружии, вроде огнемета и плазмагана, и способен увеличить собственную «толерантность». Виктория — копия классического мага и с легкостью употребит свои «пси»-умения, расправляясь с врагами, Кенджи ловко машет мечом и «кибер-когтями», а заодно не против пустить в ход сразу пару пистолетов. Наконец, Джессика не только обладает спутником-роботом, в нужную минуту испепеляющим орды врагов, но и единственная обучена проникнуть в киберпространство. По сути, это отдельный уровень, где надо убегать от сторожевых программ и взламывать терминалы, пополняя свой банковский счет, получая контроль над машинами, перезаряжая дроида и добывая чертежи для усовершенствования собственной экипировки. Будьте осторожны — смерть в киберпространстве влечет автоматический провал миссии.

Древо скиллов, имеющих по десять ступеней развития, списано с упомянутого творения Blizzard. У каждого из четверых героев есть собственная уникальная ветка и общая, — любой может научиться быстрее бегать, получать больше здоровья, пользоваться двустволкой и пистолетом. Увы, слишком медленно накапливаемая «экспа» заставляет потерять интерес и к прокачке, особенно если учесть рутинные способы ее добычи. Ошибочно вложенные очки можно изъять из памяти при помощи местного доктора, а затем перераспределить. Разумеется, не бесплатно.

Ибо кричал кто-то в ночи

Используется фиксированное разрешение 1024*768, все модели и задники — пререндеренные спрайты, хотя картинка вполне современная. А звук оставил двоякое впечатление. Раскатистые взрывы и оглушительные выстрелы соседствуют с полной тишиной, нарушаемой жалким рыком какого-нибудь монстрика, и простенькой музыкой. Restricted Area здорово бы выиграла, потрудись немцы создать многообразие атмосферных шумов, поддерживающих создаваемое визуальным рядом впечатление. Но и это показалось им ненужной роскошью.

AI звезд с неба не хватает. Противники спокойно стоят, пока мы их начиняем свинцом, если герой не находится в поле зрения или если им случилось запутаться в дверном проеме. Эта особенность, вкупе с взрывающимися бочками, чаще всего применяется как наиболее быстрый и безболезненный метод зачистки. Жаль, что программисты не уделили проблеме электронных мозгов немного внимания.

Фабрика грез

Master Creating выпустила скорее технологический движок, чем полноценную Action/RPG. В руках хороших сценаристов и дизайнеров вполне мог созреть замечательный хит, а в итоге получилась однообразная стрелялка, страшно надоедающая уже через несколько часов. В ваших карманах завелись излишки буказоидов? Познакомьтесь с Restricted Area для развития кругозора. В противном случае лучше не тратьте деньги и дождитесь чего-то более достойного.