Светлая тема

Рецензия на игру Road Not Taken

«Ах, какая милая игра!» — можно подумать, впервые увидев Road Not Taken. Но внешность обманчива. Несмотря на очаровательную «детскую» картинку, Road Not Taken оказывается суровым roguelike-пазлом с гнетущей атмосферой. Характерная деталь: здесь можно погибнуть уже в прологе.

Хижина в лесу

Таинственный Рейнджер прибывает в затерянную в глуши деревню и вызывается спасать детей, которые постоянно теряются в лесу. Рейнджер и местный мэр заключают своеобразный контракт на 15 лет. За это время с героем, деревней и ее жителями произойдет немало интересного, но поначалу местные считают Рейнджера чужаком и относятся недоверчиво.

Со временем Рейнджер может завести приятельские (или даже романтические) отношения с каждым жителем деревни — для этого достаточно дарить им различные подарки вроде еды и всяких безделушек. Показания счетчиков с сердечком, висящие над головами у NPC, будут расти, и на определенном этапе новые друзья уже сами начнут вручать Рейнджеру разные гостинцы.

Поначалу система отношений, построенная по такому линейному принципу «ты мне — я тебе», показалась мне чересчур примитивной, но по прошествии нескольких игровых лет я понял, что она отлично гармонирует с суровым сеттингом игры. В мире, окруженном темными лесами, где каждый второй встречный — это мать, потерявшая ребенка, не нужны красивые слова и прочие знаки внимания. Достаточно поделиться едой с нуждающимися, а в ответ они дадут тебе что-нибудь, что поможет в дальнейших поисках детей. Вдобавок каждый акт доброй воли укрепляет силу Рейнджера, позволяя ему перейти на следующий уровень с дополнительной энергией, — а это бонус отнюдь не лишний.

Основная механика Road Not Taken построена на комбинировании различных объектов — деревьев, духов, животных, монстров, инструментов и так далее. Каждый уровень — это собранный случайным образом участок леса, поделенный на клетки. Задача Рейнджера — спасти всех потерявшихся детей. Соединяя попадающиеся под руку предметы, Рейнджер постепенно расчищает свой путь и подбирается к детям (здесь игра обретает отдаленное сходство с Triple Town, предыдущим проектом студии Spry Fox).

Казалось бы, все просто — ходи да подставляй предметы друг к другу. Проблема, однако, в том, что каждый шаг с объектом в руках отнимает у Рейнджера силы. И если эти силы не рассчитать, герой в итоге упадет замертво от переутомления. Поэтому от переносимых объектов желательно избавляться как можно скорее. Приходится приглядываться к окружению и заранее продумывать свои передвижения и расход энергии. Так Road Not Taken обретает глубину, характерную для походовых стратегий.

Русская рулетка

Даже самый внимательный и расчетливый игрок здесь не застрахован от ошибок. Дело в том, что у каждого объекта есть свои особенности, а заранее вычислить, во что именно превратятся комбинируемые предметы, практически невозможно. Трансформации меж тем бывают не только полезные. Хорошо, если ты соединил две палки и соорудил таким образом костер — он останавливает потерю энергии, пока Рейнджер таскает предметы. Плохо, если ты невзначай скомбинировал двух вроде бы безобидных лесных фей, но на выходе получился Дух Гибели.

Поначалу подобные сюрпризы казались мне совершенно случайными, но потом я понял, что опасность можно прогнозировать. Подойдя к любому существу или предмету, можно получить краткую справку о его особенностях и сделать примерные выводы о том, что в данном контексте хорошо, а что плохо. Вся полезная информация, включая уже опробованные комбинации объектов, появляется в журнале Рейнджера — это пожалуй, главный помощник на протяжении всей игры.

От всех ошибок журнальные справки, конечно, не спасают. На начальных стадиях вы обязательно будете спотыкаться — соединять неправильные предметы, терять время, идти неправильными тропами и в итоге погибать. Смерть в Road Not Taken отбирает у Рейнджера все предметы и отбрасывает на начало уровня. Журнал, к счастью, остается невредимым.

Непредсказуемая натура Road Not Taken заметно сказывается на успехах игрока. Постоянно спасать всех потерявшихся детей у вас точно не получится. Конечно, удачи случаются — все малыши вернулись к своим матерям, а Рейнджер заметно вырос в глазах местных жителей, — но они очень редки. Гораздо чаще я нечаянно разрушал какой-нибудь полезный предмет, или у меня оставалось слишком мало здоровья, чтобы спасти всех. А минимальная планка для прохождения уровня — вытащить из леса половину детей — дает лишь самые скромные награды, что снижает шансы на успех в последующих уровнях. В этом, пожалуй, главный недостаток игры — успех здесь слишком сильно зависит от случая.

***

Road Not Taken не порекомендуешь всем и каждому. Если вам не нравятся игры, чья механика строится на пробах и ошибках, проходите мимо — новинка студии Spry Fox не вызовет ничего, кроме раздражения. Но если первые этапы и сложности вас не обескуражат, игра раскроется с новых сторон. Это замечательная история о пользе малых дел и последствиях небольших решений. Спасти ребенка или выбраться из леса самому? Кому именно стоит вручить следующий подарок? Попробовать необычную комбинацию предметов или воспользоваться проверенной? Любой путь, который ты выберешь, напомнит о том, что перед тобой лежала и другая тропа — та, которой ты не пошел. Совсем как в стихотворении Роберта Фроста, в честь которого и названа Road Not Taken.