Светлая тема

Рецензия на игру Rome: Caesar's Will

Эх, размахнусь!

Не поклонник я эпических крупномасштабных произведений, ну никак, хоть вы режьте. А потому ответственно заявляю - камероновский «Титаник» без трагической истории о лайнере-неудачнике и выеденного яйца не стоит, какие бы дифирамбы этому голливудскому убожеству не пели и сколько бы «Оскаров» не присуждали. Стандартная рецептура, применяемая не только в кино, но и в прочих видах искусства: берем за основу памятное историческое событие, вводим пару столовых ложек вымысла, подмешиваем непременный любовный ингредиент, и, наконец, подогреваем на медленном огне интерес публики. Voila, блюдо готово, вот только с аппетитом загвоздка случилась. Пытаешься кусочек заглотить, а он, негодный, обратно рвется. Особливо переели в свое время штатовцы. Был период, годах в шестидесятых, когда костюмированные «made in Hollywood» эпосы сыпались на зрителей прямо-таки градом. Во многих из фильмов блистал неподражаемый Юл Бриннер, уроженец Сахалина, если вы не в курсе. Затем волна схлынула, так как изменились пристрастия публики. Но иногда прорывает и кассу делает. С электронными играми проще, им не сотня годков, как кинематографу, стало быть, и народ не столь избалованный, не пресытился пока что. А потому, долой мелкопоместный уклад и да здравствует глобальная деревня!

В вечном городе

Довольно словоблудия, займемся делом. Речь пойдет о новой адвенчуре французской команды Montparnasse Multimedia с манящим названием Rome: Caesar's Will. Вот ведь классное имечко для своей компании выбрали потомки ДґАртаньяна. Ну да мы ребята битые, нам что Пегасы, что Парнасы - все едино. Одним словом, на мякине не проведешь. С чем их вообще едят, этих монплезиров или монсеньоров, как их там по батюшке-то? И выясняется, что играми основанная в 1992 году MM прежде не занималась, зато выдавала на свет божий программы «для дома, для семьи». Особо удачно продался виртуальный тур The Louvre, Palace & Paintings - свыше миллиона копий нашли своего владельца. Дальнейший ход событий представить нетрудно. Ободренные морально и финансово, пораскинули ММ-эшники умишком и решили разыграть геймерскую карту. Почему за Лувр не взялись? Так другая контора по соседству делает. Не беда, коли с Парижем не выгорело, так с городом на семи холмах точно получится. Но, как принято говорить, человек предполагает...

За Родину, за Цезаря!

Преамбула выглядит следующим образом. Перед нами Священная Римская империя за полвека до рождения Христа. В результате заговора элиты убит великий полководец и жестокий диктатор Гай Юлий Цезарь. После смерти тирана разгорается борьба за власть между республиканцами и сторонниками сильной руки. Кровь льется рекой, и ничто не предвещает конца междоусобицы. Зловещий рок судьбы настиг, среди прочих, и влиятельного сановника Титиниуса. Правда, в этом случае обошлось без кровопролития - беднягу попросту отравили, подсыпав в кубок ядовитое снадобье. По подозрению в убийстве задержана и брошена в тюрьму жена благородного Титиниуса Аврелия. В этот момент на сцене появляется отважный герой, он же римский декурион Геркулес Презинус, он же геймер. Когда-то у Геркулеса была связь с Аврелией, и, будучи истым кавалером, он жаждет найти настоящего убийцу и спасти честь дамы. Как и следовало ожидать, вымысел в игре переплелся с действительностью. Кроме придуманных персонажей вы повстречаете множество современников Цезаря - его третью жену Кальпурнию, бывшую любовницу диктатора и мать Брута Сервилью, самого Брута, Марка Антония и Цицерона. Осторожно, шаг за шагом, Геркулес начинает распутывать клубок дворцовых интриг...

Интересно то, что процесс сыска протекает в «реальном» времени. На все про все установлен срок в 40 дней. Вместо модерновых тикалок у нас есть вмонтированные в интерфейс солнечные часы, по точности ничуть не уступающие кремлевским курантам. Допустив серьезную промашку, игрок имеет все шансы схлопотать дисциплинарное взыскание. К примеру, выбрав неверный тон при разговоре со стражником, вы угодите за решетку и потеряете на этом сутки. Такое же наказание последует, если Геркулес попадет в ловушку, коих в игре хватает. Это может быть и корзина с неприятным киндер-сюрпризом внутри, и потайной люк. Но основные потери трудодней все-таки случаются вполне естественным путем, то бишь при релокациях Геркулеса с места на место. Вы просто выбираете один из 16 доступных на карте объектов и незамедлительно попадаете в пункт назначения. Это может быть как частное владение какого-либо лица - дом Цицерона или сады Цезаря, так и общественно доступное сооружение - храм Сатурна и пр. Необходима осмотрительность при перемещениях, так как бесцельное блуждание даст о себе знать незамедлительно. Не стоит пренебрегать лимитом времени, в конце концов на кону стоит свобода и честь бывшей любви Геркулеса.

Общению с персонажами в Rome придается первостепенное значение. Важно правильно поставить себя, научиться лавировать между слабыми и сильными мира сего. Мало того, что диалоги подогнаны под конкретного героя, многое, по крайней мере, теоретически, зависит от избранной вами линии поведения. Само собой, беседуя с Клеопатрой и Марком Антонием в одном тоне результата не достигнешь. Одному надо польстить, попытаться сыграть на его честолюбии, с другим выгодней гнуть жесткую линию, третьего полезно раззадорить. При вступлении в диалог вы увидите три театральные маски, три способа разговорить собеседника. В репертуаре широкий ассортимент оттенков: от учтивой любознательности до граничащей с хамством фамильярности. Войдя в доверие к визави или попросту поднажав на него, получаем полезное инфо, один из штрихов будущего рисунка. В свою очередь, о провале в «переговорном» процессе могут узнать знакомые вашего партнера - коррекция их отношения к бравому десятнику запрограммирована. Изредка Геркулесу пытаются всучить какую-либо безделицу, как, например, словарь «великого и могучего» греческого языка. Судя по всему, филантропия была античному Рима чужда - товар стоит денег, и немалых. Расчет ведется в конвертируемых сестерциях, коих дано к началу игры аж 28000 в звонких монетах. Временами покупка оправдывает себя, решайте сами.

Кроме столь приятного и любимого многими занятия, как shopping, имеется и вполне рутинный кликообразный сбор вещдока. Предметов в отдельно взятом экране представлено относительно немного, и находятся они играючи. А дальше все как в бюро находок - сортировка и раскладка по полкам. Некоторые предметы до запуска в оборот необходимо скомбинировать между собой, другие достаточно просто «употребить» в подходящий момент. Чего явно не хватает Rome, так это паззлов. Да и те, с которыми удается столкнуться, доступны по сложности ребенку детсадовского возраста. В одном случае предлагается расшифровать документ путем простой подстановки букв, в другом - расставить флажки на географической карте, где каждый из флажков символизирует победы великого Цезаря. Что и говорить, подобный примитив вряд ли можно считать хорошим стимулом к приобретению игры. Да, пока не забыл. Улики, т.е. ключевая информация, заносятся на «скрижали», logbook по-нашему. Прекрасная возможность освежить память и сопоставить факты.

Пациент скорее мертв...

А теперь, пожалуй, перемоем больному косточки. И не потому, что я вредный такой, просто наболело. Вот, например, графика. Вроде и ничего: достопримечательности древнего Рима, воссозданные при помощи ученых, смотрятся чудесно. Дисгармонию вносят отвратительно исполненные людские фигурки, такого 3D и врагу не пожелаешь. Ну почему, объясните мне, уважаемые сотрудники MM, у них лица мумий и беспалые руки инопланетян? Как можно было наложить этакое чудо-юдо на фотореалистичную картинку? Дальше - больше. На моих глазах один из персонажей умудрился пройти сквозь стену, хотя вроде и не бог.

Или возьмем для примера карту. Клик-щелк, и мы на месте. Прием избитый, использующийся во многих играх. Беда в том, что все 16 объектов открыты для посещения прямо со старта - неясно, куда скакать в первую очередь и где именно сэкономить час-другой. Вот, скажем, в Discworld Noir объекты высвечиваются постепенно, один за другим, так-то оно гораздо удобней. Есть проблемы и с ориентацией на местности. Курсор у нас упрямец, форму свою даже под угрозой расстрела не меняет. И превращается игра в кликни-туда-не-знаю-куда, бред какой-то. Мало того, исполненный собственным достоинством Геркулес категорически отказывается бегать. И кто там про 40 дней заикался, ату его! А диалоги, так это вообще «комедия ошибок», но не Шекспира. Очевидно, в те времена каждый второй страдал склерозом - провалы в памяти у собеседников просто-таки поразительные. Учтивость штука хорошая, но когда по пятому кругу приветствуют... Впрочем, и с этикетом промашка случилась, очень уж открыто обсуждаются третьи лица в их присутствии. Да и техническое исполнение хромает. Искомый персонаж подчас скрывается за колонной, так и елозь мышкой наугад, пока не повезет. Или рванет с места после пары фраз - ну, погоди, вот я тебе задам! За субтитры спасибо, не всякому молодцу английский за родной. Но даже здесь свинью подложили: кто же разглядит белоснежные надписи на светлом мраморном фоне? А когда тайтл в пол-экрана вылезет? Короче, куда ни кинь, везде клин.

Эпилог

Когда-то, давным-давно, было распространено мнение, согласно которому «француз заботится о нашей голове, а немец о наших ногах». Сегодня прямое значение афоризма утрачено, а как с переносным? Хотелось бы, учитывая нехватку адвенчур на рынке, попудрить игре носик, подушить хорошенько и выставить солидный балл. Увы и ах, взамен этого приходится констатировать чуть ли не полный провал авантюрной затеи. Перед нами программа-сырец, необточенная болванка, требующая умелых ручек мастерового. Сомнительно, чтобы Rome заинтересовал прирожденного квестовика, не приглянется он и специалисту широкого профиля. Разве что знаток истории античного Рима, истинный цезаревед, почувствует себя как рыба в воде. Как видно, одного лишь многолетнего опыта работы в области мультимедиа для производства солидного state-of-the-art квеста может и не хватить. Остается надеяться на то, что в ММ сделают выводы из фиаско и не повторят ошибок прошлого.