Светлая тема

Рецензия на игру Rome: Total War - Alexander

Rome: Total War — Alexander — не тот продукт, который игроки ждут годами, а потом жадно выхватывают из рук подземных флибустьеров (до недавних пор кое-кто вообще считал этот аддон первоапрельской шуткой). Недоверие можно понять: прежде The Creative Assembly ограничивалась одним мощным дополнением к каждой игре. Впрочем, у SEGA свой взгляд на вещи и сложившиеся традиции. Лично вам, уважаемый читатель, повредила бы лишняя тысяча долларов? Вот именно.

Освободитель и поработитель

Единственная кампания предлагает пройти путем Александра — от родной Македонии, через Персию в Вавилон и на восток. Дальше Ганга не пускают. Авторы не позволяют нам серьезно переписывать историю, ведь игровая механика неизбежно заставит применять методы, чуждые знаменитому полководцу. Здесь он равнодушно вырезает целые города, безжалостно отбирая у туземцев последние пожитки, хотя в действительности до самой смерти сожалел о разграблении Фив.

Причина отнюдь не в алчности (правда, армия съедает заметную часть бюджета) и приступах садизма. Просто по-другому страну не сохранить. Постоянно держать в городе три-четыре отряда для усмирения бушующих масс — непозволительная роскошь. Если граждан нельзя призвать к повиновению, значит, их нужно уничтожить, иначе революции и беспорядков не избежать. Александр Великий? Как бы не так! Моего героя открыто называли мясником, а в его «биографии» наряду с воодушевляющими пометками «сын Зевса» и «гениальный военачальник» значились непрезентабельные «чересчур жестокий» и «разрушитель».

Несоответствие игровых событий историческим реалиям раздражает. Болезни и дезертирство, от которых войско особенно страдало в конце похода, не влияют на геймплей. Вы будете мучительно долго бродить по пустыне (местные жители презирают дороги), но если вам вдруг приспичит разбить лагерь посреди моря раскаленного песка — стройте и ни о чем не беспокойтесь. Пара лет в такой обстановке не грозит потерями и падением боевого духа. Дипломатии тоже нет. По-видимому, сценарист не читал Плутарха и знать не знает о том, что некоторые государи, способные вести войну, предпочитали добровольно присоединяться к империи Александра, искренне восхищаясь его доблестью.

К счастью, не все условности удручают. Лимита в сто ходов, выделенных на покорение трех десятков провинций, хватает даже на «very hard». Важно сразу расставить приоритеты. Вопросы обороны и строительства не должны волновать потенциального властелина мира. Войска неустанно идут вперед, казну заполняют килограммы трофейного золота, а год без хорошего побоища считается неудачным.

Македонцы были и остаются военной элитой, но переправлять подкрепления с родины — дохлый номер. Необходимо подбирать «солдат удачи», которыми кишит округа. С полным кошельком собрать армию нетрудно. Вышел в чисто поле, свистнул молодецким посвистом, и через минуту командуешь тысячами. Очень удобно и интересно, поскольку по мере продвижения по игре «призывной контингент» меняется. Только успел привыкнуть к слабохарактерным степным кавалеристам (попробуйте бросить их в лобовую атаку), а их место уже заняли замотанные в черные тряпки «бедуины» и конные копьеметатели. Часто ведешь в бой не тех, кто лучше сражается, а тех, кто волею судьбы оказался рядом. Бестолковые «восточные наемники»? Берем. Трусливые критские лучники? Подойдут. Не до жиру, быть бы живу.

На острие копья

В соответствии с веяниями времени изменилась тактика. Во-первых, никакой артиллерии. Катапульта или онагр — чудеса, недоступные для понимания ученых мужей той эпохи. Главную роль в бою играет фаланга, непобедимая при атаке с фронта и совершенно беззащитная с боков и тыла. AI прекрасно осведомлен об этой особенности и обожает доказывать пришлым нахалам, что против всякого лома существуют свои универсальные фокусы.

Обхитрить же виртуальных генералов проще простого. Научившись эффективно прикрывать фланги, можно рассчитывать на бескровную победу при любом соотношении сил. Исход баталии определяет не количество головорезов, а их качество и, конечно же, таланты полководца. Все верно — «овцы, которых ведет лев, куда опаснее львов, которых возглавляет овца». Нельзя забывать и о «сахарозаменителях». Никто не сравнится с «фирменной» фалангой, но аналогичное построение знакомо обыкновенным гоплитам, иногда действующим ничуть не хуже.

Ночных схваток, переправ вплавь и прочих тонкостей из Barbarian Invasion в Alexander нет. На фоне предшественниц (Mongol Invasion, Viking Invasion и Barbarian Invasion) игра выглядит невзрачной греческой букашкой. К примеру, здесь всего четыре расы, а играбельная — вообще одна; македонской армии противостоят персы, индусы и абстрактные варвары (емкий термин объединил десятки племен, встречавшихся на пути великого завоевателя).

Не обошлось без легкого скандала с эротическим уклоном. «Горячий индийский кофе» нам обещали сервировать обнаженные лучницы (согласно описанию, развратной красотой и беспощадностью они по-настоящему шокировали солдат Александра), однако цензоры ESRB замаскировали их прелести безразмерными бусами. В итоге амплуа восточных красавиц досталось грудастым «indian longbowmen». Художники могут сколько угодно оправдываться, но то, что я узрел на значке, символизирующем отряд, точно не мужчина. Персидские «immortals» совсем не впечатлили. Пехота как пехота. Слоны? Само собой. Для разрушения вражеского строя ничего более действенного еще не создано.

Под занавес упомяну шесть умело поставленных исторических битв, которые нужно проходить в хронологическом порядке. В Rome подобный раздел был намного скромнее и безрадостнее.

Неубедительно

Бесполезно сравнивать Alexander и Barbarian Invasion — это птицы разного полета. Новый аддон бессовестно пытается выехать за счет немеркнущей славы своего родителя. Да, Medieval 2: Total War не за горами, все творческие силы брошены на доводку будущего хита до ума, а тут какое-то конъюнктурное дополнение… Вот только внешние обстоятельства рейтинг не учитывает.