Светлая тема

Рецензия на игру Биатлон 2008

Плодовитость немецкой студии 49games поражает воображение: за те несколько лет, что другие студии корпят над одним-единственным проектом, она выпускает добрую дюжину игр. Впрочем, никакой загадки тут нет – в Германии знают толк в конвейерах!

Скользкий тип

Разработчики выучили рецепт успеха назубок: берем старые наработки и продаем их еще раз, порой в урезанном виде. С RTL Biathlon приключилась именно такая история. Биатлон, вырванный из тела очередного сборника, сам стал серией и примерил знакомый шаблон – безыдейная карьера, обрубки лицензий, скомканное управление и примитивная механика. Причем первая часть вышла невразумительной даже по меркам спортивных аркад – чрезмерная простота и острый дисбаланс между стрельбой и гонками быстро ее похоронили.

Увы, продолжение не превратилось в прекрасного лебедя. От 49games глупо ожидать «хардкорного» симулятора, но обычно в ее играх есть соревновательный элемент, и для успеха надо хоть немного напрячься. Здесь же борьба идет не на мониторе, а в голове – с объятьями Морфея.

В RTL Biathlon 2008 не чувствуешь себя спортсменом, постоянно решающим разнообразные задачи и нацеленным на победу. Это скорее симулятор физрука, полностью занятого поддержанием равновесия между темпом и усталостью. Ключевое место на экране – шкала прилагаемых усилий, и на ней зациклена вся игра. На протяжении гонки мы только и следим, как бы не переусердствовать и не вылезти за границу дозволенного. Если пересечь черту, лыжник начнет утомляться, а чем дольше он работает на износ, тем ниже его максимальная скорость (вплоть до черепашьей) и меньше запас сил. Геймплей в итоге выглядит так: зажимааем кнопку «газа» – отпускаем – зажимааем – отпускаем… Нащупать комфортный ритм и иногда подстраиваться под неровности трассы совершенно несложно, поэтому скука ждать не заставит.

Искра интереса проскакивает лишь на стрельбище. Во-первых, 49games подлечила биатлонистам нервишки — в RTL Biathlon 2007 даже задержка дыхания не особо помогала угомонить дрожащие руки. Во-вторых, наказание за промах стало действительно неприятным — бессмысленные «+3 секунды» наконец-то заменили штрафными кругами, так что теперь выгоднее поразить мишень, чем быстренько смазать выстрелы и понадеяться на лыжи.

К сожалению, умный подход важен исключительно в баталиях с друзьями. ИИ же беспомощен на всех фронтах: зачастую он не способен удержать многометровый отрыв и регулярно допускает оплошности при стрельбе (пожалуй, ни разу на моей памяти компьютер не попал пять из пяти). Из-за отсутствия серьезной борьбы одному долго играть в RTL Biathlon 2008 невозможно, и единственный большой режим – «Карьеру» — запускать неохота. Все равно кроме крупиц RPG-элементов там ничего любопытного нет, да и то – зачем нужны «прокачка» нескольких навыков и дополнительные спецспособности (стремительный подъем в гору, впечатляющая выносливость и т. д.), если соперник и прежде не выдерживал конкуренции?

А ведь некоторым оппонентам это как плевок в лицо. Знал бы, например, многократный чемпион мира и олимпийский призер Свен Фишер (один из четырех лицензированных спортсменов), какое посмешище из него делают generic-биатлонисты! Смотрится он тут, правда, тоже неважно – виноват слабый движок. Вообще, за год картинка не сильно изменилась, разве что снег в камеру летит и лыжня натуральная остается. К следующей части без реставрации не обойтись.

* * *

Да что там реставрация – серию надо поднимать практически с нуля. Изобрести приличную механику, раздобыть побольше лицензий, научить уму-разуму ИИ, подтянуть графику до мировых стандартов, сделать режим карьеры «пожирнее»… Работы непочатый край. Жаль, у авторов вряд ли будет желание что-либо кардинально переделывать.