Светлая тема

Рецензия на игру Runaway 2: Сны черепахи

— А что, «Динамо» бежит?
— Все бегут.
к/ф «Джентльмены удачи»

Ох уж мне эти испанские умельцы… Четыре игры за двенадцать лет, единственный раскрученный брэнд, преданность заветам жанра и LucasArts в частности — неудивительно, что Pendulo постоянно балансирует на грани. Три товарища во главе компании крепко уцепились за идею «классической 2D-адвенчуры». Ничему-то их жизнь не учит. Мы же, напротив, радуемся красивым, качественным приключениям, пускай и не так часто, как хотелось бы. Нам хорошо. А вот амигос пора взрослеть и тянуться к отметке «отлично». Не к лицу профессионалам фанатизм.

Пробегая над гнездом черепашки

Runaway 2 приводит в восторг. Дух захватывает от одной мысли, сколько всего пришлось пережить за время длинного путешествия. Настоящий заряд энергии и адреналина. От мощного вступления с подбитым самолетом и парочкой на его борту до слезливого финала на палубе лайнера, «Сны черепахи» кишат действием (не «экшеном»!). Шикарные ролики-полнометражки затрагивают кучу приемов из арсенала какого-нибудь Джеймса Бонда. Прыжки с парашютом, гонки на снегоходах и катерах, погружение в морскую пучину, родео и трюки с кнутом а-ля Индиана Джонс… Согласитесь, совсем не дорожная романтика. Настроение здорово передают и музыкальные мотивчики, варьирующиеся в зависимости от местоположения. Джунгли, пляжи, храмы, индейские кладбища и заснеженные горы пронизаны подобающей атмосферой. Главная композиция, несмотря на кричащую «попсовость», с первых минут поселяется в сердце.

В кои-то веки на деталях не экономили. Если унаследованное разрешение 1024x768 вас не коробит, начинайте молиться на пендуловцев прямо сейчас. Трогательное внимание к мелочам, широта дизайнерской души и неподвластность модным веяниям — добросовестность авторов подкупает. Забудьте крошечные мультики из серии Sam & Max или мертвые миры «Тунгуски», оживающие лишь по праздникам. Отполированная до блеска картинка, принципиально новый подход к трехмерным моделям и тщательная анимация не навредили геймплею. Снаружи — художественное произведение, внутри — аппетитный винегрет из загадок. Ну и пусть механизм оригинала сохранен с точностью до интерфейса. Эволюцию со счетов тоже никто не списывал.

Несколько экранов, выделенных под исследование и проблемные области, почти утратили былую натужность. Куда-то испарилась неловкая охота на точки, в задачах появилась логика, а персонажи обросли такой харизмой, что им и сопереживать не грех. Взять, допустим, Брайана: культурист с лицом Димы Билана, смело рвущийся на рожон, не шибко вяжется с худосочным очкариком-программистом. В его черепную коробку заложена и тяга к рискованным выходкам, и неплохое чувство юмора, и (вы подумайте!) любовь к Monkey Island. Каждую из шести глав он встречает, аки Занция из Hand of Fate, слегка преобразившись. Добавьте самостоятельность в принятии решений (дабы найти палку в джунглях, ему надо просто сбегать «за кулисы») и прекрасно развитый характер, не нуждающийся в средствах выражения (мобильный телефон демонстративно выменивают, ни разу им не воспользовавшись), и вы получите одного из лучших «квест-героев» XXI века. А ведь есть и другие.

Вершина — несомненно, Джошуа. Помните китайца-изобретателя, грезившего внеземными контактами? Набившись к нам в попутчики, миляга не устает выкидывать всякие дикие штуки. Достаточно на секунду упустить Джоша из виду, чтобы тот немедленно наелся ядовитых ягод, уплыл на льдине или потерялся на крохотном судне. Богатая личность умудряется расти даже за кадром! Или же солдат, разглядевший в Брайане вышестоящий чин и упорно принимающий попытки заговорить за «проверку»? Изумительный образ. А портативный, но очень активный член команды, — лемур по кличке Дьяволенок? Алкоголик, шантажист и редкий прохвост!

Впрочем, карманы населяют не только лесные питомцы. По-прежнему в них суется масса полезностей (например, «бинокль, слишком большой для кармана»), и по-прежнему некоторые вещи кичливо откладывают «на потом». Не особо сложные головоломки таки оставляют место и умственным метаниям, и престранным комбинациям (порой изуверским), а окружение охотно поддается осмотру и «обтыкиванию». Реакция героя вовсе не ограничена скучным «That doesn't work!»; окинув объект интереса пристальным взглядом, он попробует пнуть или подковырнуть его и уже после выдаст исчерпывающий комментарий. Ему не лень до посинения штурмовать скользкий уступ и соваться под многотонную дверь, хлопающую перед самым носом. Вот что значит индивидуальность.

Однако настоящим достижением стала сформировавшаяся вселенная Runaway. Прочно застряв на рубеже абстрактных завитушек «Обезьяньего острова» и суровых рисованных будней Broken Sword, она допускает и тревожные нотки, и фатальные исходы, — но! — строго в рамках комедии. Здесь стреляют и убивают, параллельно отпуская скабрезные шуточки; слушают инопланетные послания и дивятся на стушевавшихся зеленых человечков; наконец, проваливаются в глубокий сон, чтобы очнуться в ботфортах Гайбраша Трипвуда. Целая глава, посвященная Monkey Island, — каково?! Жаль, современные игроки не оценят столь необычную дань классике. Не стоило так рисковать, не стоило…

Побег из сказки…

Runaway 2 приводит в недоумение. Оборвать сюжетные нити, толком не развив ни одну, — извините, хамство. Казалось бы, долгие шесть частей нас дразнили похищениями и военными заговорами, незнакомками и древними каменьями, гуманоидами и глюками, а под занавес взяли и озадачили: to be, видишь ли, continued. Джина, бедная Джина, с пропажи которой закрутилась интрига, посмела не найтись! Похоже, сценаристам надоело рыскать по голливудским закоулкам, и в итоге они просто забили на это дело. Вставив в качестве эпилога туманное дежа вю и окончательно лишив «молодняк» надежды что-либо понять, авторы спровадили публику в Runaway 3. Подобное безобразие и «клиффхэнгером»-то не обзовешь…

Не менее гнетущее впечатление оставляет и структура эпизодов. Если отсылку еще можно объяснить (седина в бороду, бывает), то смысл «номера четыре» неясен и поныне. Альпийские просторы и следы на снегу, конечно, очаровывают, но надуманность этапа в контексте рассказа приводит к неутешительным выводам. Своеобразный «этап для галочки», затормаживающий и ровный ход событий, и весь накопленный потенциал.

Вдобавок тот же №4 приютил на редкость отмороженного и гадкого мужика в медвежьем костюме. Вы умрете с тоски, обсуждая с ним тысячи отвлеченных тем. Неприятное исключение порождает неприятную тенденцию: корявость диалоговых деревьев и болтливость охочих до слов персонажей начинает ощутимо действовать на нервы. При таких свиньях придумывать словесные пазлы — большая ошибка. А потому не обессудьте, занимаясь извлечением фактов из пиратской байки. Сложность задачек к развязке почти скатывается на «нет», и мы остаемся при типичнейшем «интерактивном мультфильме», переполненном раздутыми разговорами.

Черепаховый суп

В странных чувствах покидаешь цветущий, поющий, красочный мир «черепашьих снов». Великолепная затея едва не пала жертвой незрелости разработчиков. Да-да, Pendulo плюнула на самое святое, что у нас есть, — на сюжет. Готовы ли вы смириться с утратой? To be continued…

P.S. Русская версия Runaway 2 на поверку оказалась очень даже симпатичной, хотя о ее качестве судить еще рано. Массивы текста на удивление хорошо переведены (во всяком случае, в первых четырех частях), да и дух игры передан в полной мере. Озвучку, правда, пока оценить не удалось. Остается надеяться, что она будет соответствовать стандарту прочих локализаций компании.