Светлая тема

Рецензия на игру Scrapland: Хроники Химеры

В умах создателей Scrapland эта игра была торжеством научной и творческой мысли, почти не поддающимся описанию. Официальный сайт до сих пор захлебывается терминами вроде «emergent gameplay», «immersive storyline» и «freeform sci-fi action-adventure».

Но мы все же постараемся определить, что за чудо получилось у MercurySteam.

Лаконично

Место действия — поселок свалочного типа Chimera, жители которого очень не любят вид homo sapiens. Главный герой — робот по имени D-Tritus, с челюстью на шарнирах и «косичками» из оптоволокна. Все происходящее — попытка выдать GTA 3 замуж за «Пятый элемент», добавив беспорядочной пальбы. Из игры взяты крупный город и сюжет, составленный из небольших миссий, а из фильма Люка Бессона — многокилометровые небоскребы и караваны летающих повсюду машин.

Необычное сочетание оказалось аппетитным: обилие транспорта и постоянно появляющиеся полицейские — надежный источник «мяса» для желающих пострелять, а гонки у поверхности радуют чутким управлением и похожестью на Hi-Octane. Когда же развлечения наскучат, можно поискать бонусы «на спор».

Тише едешь…

Безусловно, Scrapland красива. Везде мелькают огни, раздаются взрывы, в погоне за скриптовыми «преступниками» снуют автомобили с мигалками. Впрочем, это красота ночного Лас-Вегаса, тут нельзя останавливаться ни на мгновение. Пролетая по улицам на полной скорости, за светом неоновых реклам не замечаешь потрескавшихся стен, залежей мусора и бомжей в темных подворотнях. Но стоит притормозить, и сразу становится видно, где архитектор оставил лишние углы, а где сэкономил на текстурах. Чудесная иллюзия чересчур хрупка и распадается от первого же удара стрелки спидометра, обнажая «copy/paste», неровный дизайн и агрессивную борьбу за кадры в секунду. Спокойно и без опаски можно любоваться только собственной машиной и персонажами внутри различных зданий.

Симпатичные тени, солнечные блики на железках (привет пластиковым куклам из Far Cry и Doom 3), аккуратные модели… Художественный стиль тоже достоин похвал, а сам D-Tritus вообще отличается недюжинным для существа из проводов и шестеренок обаянием. Все было бы прекрасно, если бы не город-под-motion-blur и всего 20 типов роботов (включая уникальных).

Сложные многогранные личности в Scrapland штампуются на конвейере в комплекте с голосами и запасом реплик, из-за чего клиентов автосервисов встречают одинаковые как два «МакДональдса» интерьеры и вездесущий Rusty.

Никого не удивляют неотличимые друг от друга звезды местного ТВ в одной комнате, а в подлетевшем незнакомце нежно-розового цвета любой квестовый NPC мигом узнает припозднившегося работника. «А, Детритус, ты уже передал мою посылку? Отлично. Теперь с помощью своих способностей, о которых никто не знает, укради планы из полицейского участка». Одно из двух: либо каждый встречный оснащен специальным Детритусо-детектором, либо последний «service pack» к Windows: Robotic Edition не дает им соображать тогда, когда это необходимо.

Fear and loathing in Chimera-city

Достаточно лишь немного продвинуться по сюжету, и даже противные скользкие людишки, сидящие за монитором, смогут почувствовать настоящую усталость металла. То, что поначалу кажется интересной завязкой и весьма бодрым действом, через пару часов трансформируется в симулятор мальчика на побегушках, скупо разбавленный роликами. Нужно выяснить у почтальона (игрового персонажа, а не товарища по несчастью), куда он спрятал очередную Важную Улику? Извольте сначала облететь весь район в поисках машины, перебить 20 копов и отловить свидетеля, укрывшегося в закоулках городской ратуши.

Отложите в сторону улыбку, хорошо подвешенный железный язык и прочие атрибуты вежливого общения — здесь, чтобы извиниться перед недавно убитым нами мэром, мы охотимся на маленьких робото-попрыгунчиков, а вызвать на бой пилота-чемпиона можно только после долгого и утомительного истребления мирных прохожих (или пролетающих?). И никак иначе.

Сильнее же всего в память врезается эпизод с уликами: собирая их, мы летим вместе с непроходимо тупым и регулярно забывающим дорогу наемником к его базе — за неким супероружием. Путешествие невероятно тоскливо, но вдобавок нас принуждают защищать проводника от вечно голодных паразитов. А в конце ничего не подозревающего игрока ждет сюрприз — для получения следующего предмета придется проделать все то же самое еще раз.

В такие минуты невольно представляешь довольные физиономии дизайнеров и разговоры в духе: «Вот сейчас, Мигель, они наверняка думают, что выплыли из чана с <censored>. Ну что ж… им понадобится глоток воздуха».

На своих двоих

При переходе от полетов на гравицапах к более приземленным прогулкам звуковые галлюцинации никуда не исчезают. Напротив, злорадствующие гоблины окончательно наглеют и, отбросив шепот, начинают нещадно глумиться. «Смотри, мягкотелый червь, какие интересные уровни с секретами и красивыми перестрелками. Правда, для ориентирования в них мы сделали — ха-ха! — одну жалкую мини-карту, а бесконечный „респаун“ и хилые батарейки в оружии заставят тебя избегать любой драки, как огня».

Похожее впечатление оставляют и другие хитрые задумки. Модный «стелс» (для любителей превращений) лишен смысла — соответствующая шкала заполняется катастрофически медленно, поэтому намного проще убежать от сканеров, нежели следить за их перемещениями и ползать по углам. В мусорную корзину отправляются и диалоги с несмешными шутками — выбор фраз ни на что не влияет.

Мелочью на общем фоне выглядит неадекватное поведение окружающих. Ладно, пусть в кильватере постоянно бегает стая полицейских, клянчащих деньги, — им положено по должности. Но когда парочка, скажем, Bishop'ов внезапно принимается расстреливать все подряд… Странновато, не находите?

В итоге и тут после прохождения Crazy Bets да решения простеньких головоломок в банке единственным… гм… развлечением остается погоня за желтой стрелкой. «Пришел, доставил, победил» — вот кредо героев будущего.

Харакири

Спасти стальных самураев от скуки может мультиплеер — взрывы, фраги и лица сосланных на свалку жертв веселят не меньше, чем аналогичные режимы из какой-нибудь игры. Чтобы приобщиться к сетевому счастью, надо а) найти себе оппонента (на момент написания статьи в Интернете не было ни одного активного сервера) и б) снова найти его, но уже на огромных, запутанных аренах. Хотя, конечно, если под боком завалялась локальная сеть и целый офис утомленных духом менеджеров, таких сложностей возникнуть не должно.

* * *

Да, на коробке с игрой есть имя Америкэна МакГи (American McGee). Однако на сей раз человек и пароход, непосредственно причастный к успеху Doom и создавший больную на голову «Алису», занимался лишь маркетингом, музыкой и мелким бета-тестированием. Свой гамбургер с черной икрой он честно отработал, но Scrapland это не помогло.