Светлая тема

Рецензия на игру Screamer 4x4

Странные дела творятся на выщербленных бездорожьем трассах. Еще свежо в памяти времечко, когда ни зверь дикий, ни человек нормальный не казал носу в эту страшную местность - только истинного off-road-фаната, бывало, и встретишь там. Но пусто место свято не бывает, и, судя по результатам последних двух месяцев, у внедорожья начался процесс массового заселения играми, и не какими-нибудь, а полновесными хитами в своем жанре. Еще не осела пыль, вздыбленная на трассах Evolution, не прошло и месяца со дня провозглашения Insane 4х4-игрой года, как возник очередной претендент на корону лучшей "внедорожной" игры. Для особо въедливых сообщаю, что Screamer 4x4 ничего общего, кроме издателя, с первобытной Screamer Rally не имеет.

Just for fun

Просто диву даешься, как за столь непродолжительный срок на нас "обрушились" аж три гряземесительные игры оригинальными версиями приключений в стиле гряземешания. Как ни странно, игра, невзирая на успевших сказать свое слово конкурентов, выглядит достаточно свежо. Впрочем, это не удивительно. Много ли вы знаете проектов, посвященных триалу на внедорожниках? Вот и мне что-то в голову ни одного названия не приходит. S4x4 - первый представитель этого направления.

Итак, в каждом заезде участвует лишь одна машина, так что навязчивые соперники никоим образом не в состоянии повлиять на течение заезда своей небывалой ловкостью да умелостью. Времяисчисление, что довольно необычно для стандартных гонок, но естественно для триала, начинается с момента пересечения стартовой линии, а не по сигналу какого-нибудь семафора. Как только мы преодолеваем заветную черту, все происходящее вокруг нашего везделаза вступает в соответствие с триальной действительностью, но с некоторыми поправками в пользу игровизма. То есть, в жизни триальные трассы для внедорожников куда грязнее и труднопроходимее, но в угоду динамизму разработчикам в некоторой степени пришлось этим пожертвовать. В триале as is почти каждое действие осуществляется относительно медленно, poco a poco, вездеходы чуть ли не на нулевой скорости сползают со склонов, с коротких разгонов на пониженных передачах влетают на крутые холмы и лишь изредка развивают мало-мальски приличные скорости. Преодоление каждой зоны является результатом досконально выверенного и вымеренного плана. Кто скрупулезней проработает его, тот получит больше шансов на победу. Порой пилоту и штурману для прохождения участков с экстремально большим наклоном приходится торчмя высовываться из кабины, используя тело в качестве противовеса.

Конечно, реализовать все это в игре на достойном уровне было бы очень сложно, да и выглядело бы оно излишне занудным. Здесь все, по сути, сохранилось в том же духе, только вот трассы несколько растянули и "кучность" препятствий в виде холмов да буераков снизили. На проезд некоторых участков пересеченки иногда уходит минут по 8, и это без остановок да на доброй скорости. Тем не менее, можно забыть о привычном, выработанном в Evo 4x4 и Insane полураллийном стиле вождения. Ландшафтные особенности не позволяют тупо гнать вперед, притормаживая лишь на поворотах - на первой же кочке можно легко, что называется, "потерять управление". А за кочками следуют крутейшие подъемы с такими же спусками, и уж там-то требуется вовсю прикладывать недюжинное умение приструнить, когда следует, силы тяготения. Не удивляйтесь, но в этом нелегком деле верными товарищами вам будут газ, руль, ручной тормоз и его ножной собрат. Вряд ли кого поразит, но, даже выбрав автоматическую коробку, придется вручную переключаться на пониженные передачи и, слава Богу, на "заднюю" (за примерами обратного далеко ходить не надо: вспомните профанирующую модель управления из того же Evolution, где торможение и езда, простите, задом осуществляются при помощи одной клавиши).

Just try

Все же самую искреннюю мою радость вызвал нестандартный подход авторов к концепции игры. Полное отсутствие дорог, конечно, совсем не удивляет, и даже обширность "ездабельных" территорий не вводит в состояние экзальтации. Где-то мы уже все это видели… Самое интересное заключается в том, что нас заставили с должным вниманием относиться к каждой заметной выпуклости и впуклости. Любая неровность требует индивидуального подхода и подъезда. Даже в узкие воротца чекпоинта иной раз пролезть не просто, а за касание штанги - 5 штрафных очков… Да что я говорю! Одним словом, триал все это.

Короче, можно еще долго распинаться по поводу и без, но главное в игре или, как принято говорить, вся ее соль сгужевалась в по-настоящему интересной физической модели поведения авто. Будь то огромная, чудовищно мощная RABA H18 или юркая Toyota Landcruiser, качество реализации их особенностей остается на одном уровне - высоком. Даже дитя первородное найдет, что RABA тяжеловата: и в горку ползет неохотней, и скорость набирает медленней, нежели небольшой и вертлявый джип. Но это на пальцах. В отличие от той же Evolution, машины подчиняются элементарным физическим законам. И на все внешние воздействия реагируют адекватно. Скажем, приземление с достаточно большой высоты плачевно кончается для подвески. Поцеловали дерево? Что ж, не стоит удивляться угольным клубам дыма, пыхающим из-под капота. Это я к тому, что модель повреждений, хоть и упрощена по сравнению с суровым жизненным оскалом, но все же имеется.

А переворачиваются вездеходы просто на ура. Причем длинноподвесочный Bigfoot делает это охотней, чем какой-нибудь приземистый Land Rover, как оно и должно быть. Придраться к физике можно, но незачем. Важно, что машинки ведут себя не как законченные аркадные проходимцы, а с чувством, толкой и этим, как его… расстановком. Вот.

Кто-то может заметить, что представлено маловато моделей. Согласен. Немного, зато они не безлики и прорисованы отлично. Красивые отражения света не выглядят выставочной полировкой и не портят собой впечатление от машин на грязных трассах, к концу которых джипы покрываются приличным слоем грязи. Детализация на весьма высоком уровне. Во время риплея наблюдение за игрой подвески доставляет зримое удовольствие. Лица пилотов предусмотрительно закрыты забралами шлемов, благодаря чему совсем не напоминают испытательные манекены.

По большому счету, графику нельзя назвать очень хорошей, ибо текстурки, откровенно говоря, бедноваты и бледноваты. И задний план не блещет оригинальностью. Но зато спецэффекты на уровне. И пыль, и дым, все как полагается. Разве что дождик подкачал. Все те же палочки-протыкалочки, косящие с неба на землю, что мне, однако, не досаждало. Кстати, картонные зрители теперь еще и в роли самых опасных преград выступают: чуть зацепишь - мгновенная дисквалификация.

С настройками творцы особо не мудрили, что игре, как ни странно, не повредило. Особо заморачиваться не приходится, да и плоды любых изменений реально ощущаются - что резину поменял, что жесткость подвески… Ну, может, кому-нибудь и хотелось бы побольше с тюнингом повозиться, но ввиду того, что игра все же не является суровым автосимулятором, их количество мне показалось достаточным. Чаще всего приходится менять резину, а с давлениями со всякими я как-то почти и не заморачивался, и ничего - побеждал. Хотя, конечно, вспоминается неплохая система апгрейдов из Evolution… Но в Screamer и денег-то нет.

Just do it

Мультиплеерный состав не уступает Insane-комплектовке и отличается той же нестандартностью в подходе. Выделывать чудеса нам предлагается в рамках 5 режимов. Объяснять, что за зверь такой Кing of the Hill, думаю, не стоит. Те несчастные, которые в детстве по какой-нибудь невероятной причине не игрывали в Царя горы, обрели возможность восполнить столь существенный пробел в личной жизни. Off Road Rally - для тех, кому не приелись кольцевые гонки; Destruction - убейте их всех; First to Point - кто быстрее "сожрет" некоторое количество повсеместно возникающих штырьков, и, наконец, Catch Up - Domination на джипах. Во всех мультиплеерных режимах можно играть как с "живыми" оппонентами по сети, так и супротив компьютерного AI, временами, правда, туповатого.

Но есть в игре и довольно сурьезный недостаток: пройти первый же чемпионат - задача нетривиальная. Можно безрезультатно угрохать на это уйму времени. Изначально предлагается прожигать жизнь на двух самых дохлых машинах, одна из которых вообще никуда, кроме как на свалку, не годится. Так что не стоит рассчитывать за полчаса порвать всех и вся.

Just for you

Если уж засвербило исколесить все не покрытое дорогами пространство - оставь сомненья навсегда. Чего раков искать, когда щука клюнула. Приятного, в общем, аппетита. А нам не мешайте: не видишь, ми кюшаем…