Светлая тема

Рецензия на игру Sensible Soccer 2006

Распорядок дня азартного болельщика, не слишком обремененного работой и тяготами семейной жизни, в период проведения Чемпионата мира по футболу в Германии прост и невероятно стабилен. С утра и до раннего вечера он обсуждает прошедшие матчи с единомышленниками, читает соответствующую прессу и аккуратно вписывает всякие циферки в вырезанную из журнала таблицу. Вечера он преимущественно коротает дома, возле телевизора, а часовые перерывы между встречами заполняет отдыхом от любимого вида спорта — играет в Sensible Soccer 2006.

Ни капельки не спортивно

Незаслуженно забытый сериал Sensible Soccer по праву стоит в одном ряду с другим ветераном — Championship Manager. С той лишь разницей, что Sports Interactive до сих пор делает лучший футбольный менеджер на свете, а Sensible Software распалась: в 1999 году студию купила Codemasters, которая только спустя 7 лет задумалась о том, какую толпу фанатов привлечет возвращение старого хита на PC. Правда, разработку SS 2006 поручили одному из отделений Kuju Entertainment, чей послужной список весьма бледен, но зато консультантом по дизайну выступил сам Джон Хэйр (Jon Hare), папа большеголовых человечков.

Если не брать в расчет 3D и технологию «cel-shading», игра выглядит почти как тогда, в середине 90-х. Фиксированный обзор камеры, мелкие непропорциональные фигурки на сочном зеленом поле, уморительная пародия на футбол и знаменитая музыкальная тема «Goal Scoring Superstar Hero» в заставке… Даже графика словно нарочно непримечательна: «картонные» зрители, небольшой набор движений у спортсменов, не очень красивая анимация, часто повторяющиеся ролики (и проблемы с FSAA на видеокартах от ATI)…

Конечно, раньше жилось намного вольготнее, и те, кто прожил месяцы в Sensible World of Soccer, будут с грустью вспоминать огромный перечень чемпионатов и менеджерскую часть. Однако и здесь есть чем поживиться. На 8 европейских держав приходится 16 лиг и три клубных турнира, плюс Кубок мира, чемпионат Европы, Кубок африканских наций, скромный Кубок Азии… Лицензий нет, но в целом названия команд и имена игроков узнаваемы; к тому же на прошлой неделе вышел неофициальный патч, корректирующий данные. В крайнем случае можно залезть в редактор и исправить все собственноручно. Победы в соревнованиях поощряются бонусами: новым покрытием, мячиком, футболкой, бутсами и т. д. Ассортимент внушительный, хотя и не особо оригинальный, из разряда «лень придумывать».

Сугубо «карьерная» забава — возможность создать свою команду, слепив игроков из простеньких компонентов, и запустить ее в какой-нибудь чемпионат. Завоеванный трофей позволяет немного «прокачать» одного из спортсменов. Занятно, но для подобного развлечения желательно выбирать соревнование покороче, а то после 48 матчей в первом английском дивизионе стремление добраться до верхушки рейтинга может сгинуть от перенасыщения. Вдобавок реализованы турниры скучновато: итоги остальных встреч нам не показывают, лучшему бомбардиру никаких «пряников» не дают, составы неполные, да еще и сокращения, обозначающие амплуа, не всегда понятны. Сыграл — continue, сыграл — continue…

С другой стороны, такие подробности, пожалуй, ни к чему незамысловатой футбольной аркаде, где для управления нужны всего три клавиши, а самый главный финт — подкат. Стремительные перепасовки и сумасшедшие удары с немыслимых позиций — характерная черта SS. Толика тактики все же присутствует: можно менять формацию, насыщая оборону или атаку, и делать замены. В принципе, оба элемента бесполезны, разве что выход запасных иногда бывает кстати. Каждый игрок наделен выносливостью, расходуемой на спринтерские забеги (отличный способ отнять мяч без нарушения или убежать от защитников), поэтому свежие силы, особенно в дополнительное время, не помешают.

Думать не приходится вообще, надо лишь быстро нажимать кнопки, попутно подпрыгивая от нетерпения на кресле и сопровождая корявые удары возмущенными комментариями, яростным стуком по столу и гневными обвинениями компьютера в изощренном издевательстве над человеком. За те 5 — как минимум — минут, что длится матч, удается помянуть нехорошими словами всех членов коллектива, включая жутко тупого вратаря, которым можно управлять при пробитии пенальти.

Несмотря на кошмарную безмозглость ИИ, умудряющегося при хорошем отборе и грамотных атаках постоянно валять дурака в защите (да так, что мировое первенство способна выиграть даже Коста-Рика, получившая в финале пачку красных карточек), SS 2006 цепляет неимоверно, вызывая страшный недосып. И тоску по классике.

* * *

Для яркого триумфа Sensible Soccer 2006 не хватает разнообразия. Чемпионаты слишком похожи друг на друга, воспитание команды неоправданно затянуто, бонусы — слабый стимул. И все же игра, бесхитростная и прямолинейная, настолько задорна и дарит такое количество положительных эмоций, что руки просто не оторвать от клавиатуры/геймпада. А уж мультиплеер на четверых — верный убийца свободного и несвободного времени.