Светлая тема

Рецензия на игру SimCity (2013)

Жителю современного города о происходящем внутри SimСity сложно рассказать что-то новое. Вчера в любимом парке недалеко от дома появились бомжи и, поговаривают, маньяки. Полицейского участка в городе нет, приходится надеяться на помощь соседей по округу. Недалеко от школы идиоты из городской управы хотят расположить свалку. Из окна квартиры можно увидеть смог, супермаркет со скидками на туалетную бумагу и коробочные фабрики. Выбраться на дачу не так просто: торчать в пробке, состоящей из желающих это сделать, нужно будет часа четыре. Да и там особо не отдохнешь — в воздухе круглосуточно стоит выворачивающий запах отходов, которые перерабатываются на пустыре неподалеку. В общем, SimСity до ужаса близка к реальности.

А я иду, шагаю по Москве

Признаюсь, я знаком с предыдущими частями серии лишь постольку-поскольку — для меня в них было слишком много статистики и слишком мало игры. В новой итерации разработчики постарались эту преграду устранить: города стали совсем камерными, цифры менее активно заполняют экран, за каждым жителем можно наблюдать в режиме 24/7 прямо из-за его плеча, да и визуально город теперь силится выглядеть не псевдореалистично, а игрушечно. Магический эффект tilt-shift делает миллионные мегаполисы очень похожими на макеты, которыми пользуются городские архитекторы, только макеты эти еще и анимированы. Простая радость созидания многократно усиливается обыкновенными фильтрами изображения: один и тот же город в холодных и черно-белых цветах выглядит изумительно по-разному.

Отложив в сторону баловство с картинкой, пора приступать непосредственно к градоустройству. Первым делом нужно проложить дороги от региональной трассы, затем — разметить территорию вдоль них как жилую. SimСity постоянно ведет мэра-новичка за руку: жители сразу же посетуют на нехватку электричества и воды. Как только вы построите электростанцию и водокачку, симы потребуют фабрик и магазинов — им нужно где-то работать и где-то тратить заработанное.

Чем дальше, тем быстрее ваша деревушка с парой сотен деревенщин превращается сначала в шахтерский городок, а затем, скажем, в региональный аналог Лас-Вегаса. Процесс подчиняется знакомой логике. Как только в шахте закончится уголь, ждите массового исхода уволенных рабочих. В городе, живущем за счет казино и достопримечательностей, будут процветать преступность и алкоголизм. Если рядом с водонапорной башней не разместить очистные сооружения, то со временем количество доступной воды вокруг нее заметно уменьшится.

SimСity: Connecting People

Строить город-мечту, не нуждающийся в помощи извне — занятие неблагодарное. Лучше воспользоваться разрекламированными возможностями новой SimСity: построить еще один город, который, например, будет снабжать весь регион электроэнергией и водой. Рабочие из этого города смогут посещать магазины и школы в других. Недостающие сервисы вроде скорой помощи и уборки мусора также можно недорого купить у соседей.

Осознание широты потенциальных возможностей приходит довольно быстро. SimСity предлагает стартовать с небольшого региона вместимостью в 3 города, но не запрещает сразу же начать с огромного, в котором поместится уже 16. Застраивать все эти просторы в одиночку или с друзьями чертовски весело, а уж решать, кому выпадет честь строить город-отстойник — еще веселее.

Каждому мэру доступно множество вариантов специализации города: низко- или восокотехнологичное производство, добыча природных ресурсов, туризм, образование... Кульминацией градостроительной оргии становятся региональные проекты — сверхдорогие сооружения, дающие огромные бонусы всем городам в округе (к примеру, гигантская солнечная электростанция). В регионе с 16 городами таких можно разместить аж 4 штуки, и на это придется потратить миллионы.

Ошибка соединения с рецензией

Все это замечательно и увлекательно при одном условии — когда игра работает. А делать это она до сих пор частенько отказывается. Собственно, только благодаря лежащему серверу, на котором расположен мой регион с несколькими городами, в каждый из которых вложены многие часы игры, я и взялся за этот текст. Казалось бы, непросто в наше время так облажаться с запуском онлайн-игры, но EA и Maxis удалось.

Хронологию катастрофы вспоминать и восстанавливать не хочется, скажу так: запуск Diablo III теперь кажется не таким уж плохим. Бороться со злом можно было уже на следующий день после старта продаж, а герои при этом не теряли опыт и экипировку из-за ошибок на серверах. В SimСity все гораздо хуже. Игру прямо-таки изваляли в смоле и перьях технических проблем.

Я пишу это 10 марта, через пять дней после старта игры в США. За эти пять дней Maxis пришлось увеличить количество серверов на 120% (оцените неумение прогнозировать спрос — или обычную жадность?) и отключить некоторые функции игры, чтобы снизить нагрузку. И если без отключенной системы лидербордов можно безболезненно продолжать строительство, то «временно» отключенная максимальная скорость игры бесит просто неимоверно. «Временно» ее отключили, кажется, дня три назад, и вот уже три дня игру можно использовать разве что как дорогой скринсейвер — на средней скорости результатов вашего труда приходится ждать долго.

Вот еще несколько примеров того, как SimСity вас расстроит: города неожиданно «ломаются» и становятся недоступны; друзей из Origin внутриигровой интерфейс в большинстве случаев не видит; обмен ресурсами между городами ужасно лагает. Сообщения вроде «Невозможно создать город. Попробуйте создать город еще раз» — самое малое, что может приключиться. Прямо сейчас я стою в получасовой очереди на сервер (который при этом помечен зеленой надписью «Доступен») с моими городами — начинать с нуля на других серверах как-то не хочется.

EA взяли новую высоту в гонке антипотребительских мер: защита от пиратства сработала на сто процентов, но уже неделю не позволяет многим честным покупателям пользоваться купленным продуктом. Так что давайте поступим следующим образом. Оценку, которую вы увидите под этой рецензией, можно будет считать актуальной лишь тогда, когда сервера будут работать стабильно. А в данный момент покупка SimСity — покупка сорокадолларовой головной боли.

P.S

[На сервере Европа Восток 3, где я играю, еще с субботы (9 марта) все почти нормально работает, в том числе максимальная скорость игры. Изредка случаются обрывы соединения с сервером, требующие перезапуска игры, но все города нормально сохраняются. Серверное фиаско EA/Maxis было действительно громким, однако сейчас уже все не так катастрофично — прим. ред.]