Светлая тема

Рецензия на игру SiN

Грех — дело тонкое

Осень этого года, согласно известному закону индустрии, преподносит нам целый листопад игр. 70% из них недостойны даже упоминания, о 20 процентах люди хоть что-нибудь да знают, и лишь 10% становятся хитами или, по крайней мере, популярными игрушками. Еще одним отличием сегодняшней осени стало обилие одновременно выходящих качественных трехмерных стрелялок. Shogo, Klingon Honor Guard, Vigilance, Blood 2, Half-Life, Sin... Некоторые из этих игр уже вышли — другие появятся через неделю-две. Некоторые не оправдали наших ожиданий — другие, напротив, оказались весьма неплохи. Например Sin — новая игра на движке Quake 2, которую многие после просмотра демо-версии окрестили наследником Duke Nukem 3D. Действительно, атмосфера “дюковщинки” явно просматривалась во всей деме. Разве что использовался не Build-движок, а самый что ни на есть id’шный. Во все остальном прослеживались явные параллели с DN3D — стебовая атмосфера игры, куча фраз, которыми бросается главный герой и даже туалеты, в которых можно спускать воду — все это мы уже видели. Правда теперь все это выглядело гораздо более качественно по графике и затягивающе по геймплею. Но на то это и была демо-версия, чтобы что-то продемонстрировать, но не показать всего. А показать было что и поэтому сразу проведу красную линию обзора: Sin — это НЕ Duke Nukem на движке Quake 2. Точка. Пояснения вы найдете далее...

U4

Американцы просто панически боятся науки! Вы только посмотрите на все их фильмы, мультфильмы и книги — через раз главным плохишом оказывается высоколобый индивидуум с громадным количеством серого вещества и с не менее громадными планами по завоеванию мира или “спасению” нашего бедного человечества. Ну что же, у каждого народа есть свои слабости — это простительно. Поэтому и неудивительно, что для своей игры бывшие Hipnotic Software выбрали ученого... Вернее ученую — сногсшибательную красивую стервочку Элексис. Эта черноволосая бестия брала мужчин не только магией своих женских прелестей, но и мощью интеллекта, который, по уже указанным выше причинам, был подпорчен червяком сумасшествия. И как всегда, дев... эээ, женщина решила усовершенствовать недоделанных человеков и сделать их суперлюдьми. Способ тоже был стандартен — мутации. А вот сами эти мутации вызывались новым синтетическим наркотиком под названием U4, который с некоторых пор стал самой сильной головной болью для полиции города Freeport. К сожалению, исполнительные органы не были осведомлены о побочном, мутагенном действии этого наркотика и боролись лишь с его дилерами, а не с поставщиком и, тем более, с последствиями. Но Элексис явно не хотела мириться с простой ролью распространителя наркотиков. Поэтому она приняла единственно верное решение — распылила наркотик в атмосферу и добавила его в системы водоснабжения города. Отрава действует медленно, поэтому никто ничего и не замечает...

Ваня-Лезвие... Брр... вернее, Джон Блэйд давно работает в полиции города и имеет неплохой послужной список. Относительно недавно он был переведен в отдел Hardcorps, который имеет дело с самыми отъявленными негодяями преступного мира города. Вот и сейчас он был вызван на операцию по вызволение заложников из рук террористов, захвативших главный городской банк...

Rest In Pieces

Если вы играли в демо-версию Sin, то уже познакомились с особым драйвом игры, напряжением, которое не дает вам испытать адреналиновый голод. Начиная с несколько необычного вертолетного полета и заканчивая слишком коротким уровнем банка. Он проходился по несколько раз только ради того, чтобы в очередной раз метким выстрелом из снайперской винтовки снять часовых, да изрешетить из автомата зарвавшихся террористов. Помните ту классную музыку, вопли раненых (тогда несуществующих) напарников и звон разбивающихся потолочных окон, через которые на тросах спускались ваши недруги? Все это, естественно, осталось. Но мало того — все это улучшилось, усложнилось и теперь затягивает еще больше. Начнем, пожалуй, с самого главного - враги поумнели. Не то чтобы они стали бешеными ботами, но уже на месте не стоят, прячутся за колоннами, уходят с линии огня и вообще предпочитают стрелять первыми. Кроме того, умирать они стали с большей неохотой. Банального выстрела в голову теперь уже недостаточно, хотя система точечных попаданий по-прежнему работает и целиться рекомендуется все равно в верхнюю часть туловища. Если противник чувствует, что одному ему с вами не справиться, то он бежит за подмогой, у которой, в свою очередь, тоже есть уши и они слетаются на шум, как мухи сами знаете на что. Это довольно неприятное чувство — оказаться в маленькой комнатке в компании шести-семи головорезов с автоматами, особенно если вы играете на максимальном уровне сложности. Смерть с косой вас будет поджидать довольно часто, а когда начнутся снайперы на крышах — функция SAVE/LOAD вам ой как понадобится... А вот тут я приостановлюсь. Пожалуй, самый большой промах разработчиков игры — это невообразимо долгая загрузка сохраненных игр — на Pentium2 300 c 128 мегабайтами памяти и полной установкой игры на винчестер (около 600 мегабайт) загрузка даже QuickSave’а занимает около двух минут. Это форменное издевательство, особенно если учитывать сложность игры. Команда Ritual Entertainment обещает исправить этот недостаток в первом же патче, а пока рекомендуют исполнять следующие команды в консоли перед стартом самой игры:

set flushmap 0
developer 1

Мне это почему-то не помогло, хотя чем черт не шутит — может у вас заработает... Но хватит о грустном. Хорошего в игре все-таки больше. Итак, вы начинаете проходить уровень за уровнем и постепенно вырисовывается картина ужасных планов Элексис. В начале каждой миссии вам дается несколько первичных и вторичных заданий — последние естественно не обязательны для выполнения и на ходе игры никак не сказываются. Обычно надо найти какой-нибудь предмет или убить очередного врага народа. Вставки между уровнями выполнены на движке игры — это простая дань моде.

Всю игру вы проходите в одиночестве, будучи сопровождаемым лишь голосом личного хакера JC, который иногда дает советы по выходу из той или иной трудной ситуации. Правда с одиночеством я немного переборщил — на первом уровне вам придется минуту-другую посражаться бок о бок со своими напарниками из Hadcorps, которые обладают разумом чурбанов и поэтому без вашей помощи полягут в перестрелке с боевиками. Пожалуй, соратники в OEM-версии Half-Life были гораздо умнее Sin’овских. Ну да ладно — это единственный эпизод в игре, когда вы должны вести борьбу в компании единомышленников.

Операция по освобождению банка из лап террористов — это лишь начало длинной цепочки войны против Элексис и ее всемогущей корпорации SinTek. Постепенно Блэйд и его ручной хакер будут все больше и больше узнавать о темном заговоре и все дальше продвигаться в деле борьбы с женским коварством. По мере прохождения веселость и “дюковщинка” исчезают. Все сначала становится по-DOOM’овски техногенным, потом плавно переливается в Quake’вский подвальный стиль и, наконец, о-Half-Life’ливается, наполняя компьютерный воздух запахом “чужих”... Тут я могу сказать только “Браво!” создателям игры, которые смогли все это разнообразие запихнуть в один Sin. Каждый новый уровень преподносит вам новые страсти, новое оружие и новые открытия. Например, со временем, как должное воспринимается возможность управления некоторыми механизмами и средствами передвижения, такими, например, как мотоцикл на четырех колесах или грузоподъемник.

Поскольку действие большей части игры происходит в жилых кварталах и помещениях города, то и встречаться вы там будете не только с бандитами, но и с вполне мирными жителями, в которых стрелять не рекомендуется, хотя и не возбраняется. Честно говоря, из-за своей жестокой натуры я редко оставлял свидетелей моих злодеяний в живых и многие бомжи пожалели о том, что решили справить малую нужду в том месте, где случайно проходила моя скромная персона с винчестером. Это же касается и молоденьких работниц банков и лабораторий — фотографию одной из жертв вы можете наблюдать в колонке слева :)

Чтобы не сбивать вас с понталыку — разберу-ка я Sin по кусочкам, дав вам возможность оценить составные части игры, как это и делается с большинством современных 3D-shooter’ов...

Графика

Один из главных параметров для современной игры, а особенно для трехмерных бегалок. Тут достаточно одной фразы — используется модифицированный движок от Quake 2 и главным его отличием является поддержка 16-битных текстур, с которыми игра начинает подтормаживать, если конечно у вас не AGP-акселератор. По вполне понятным причинам Sin использует OpenGL, из-за чего поддерживает лишь несколько чипсетов, самым поддерживаемым из которых является 3Dfx Voodoo 1/2. Играть можно и без акселератора, но чу! На дворе 1999 год и VGA или SVGA уже слишком устарели и терпеть тормоза и падение FPS до 7-10 кадров/секунду — это не для слабонервных. Так что если вы все еще не олошадили себя одной из этих множества модных железок — время пришло...

Второе отличие Sin от Quake 2 — это гораздо более богатая палитра текстур, которая меняется по мере прохождения. Поэтому уровни не будут теперь вам казаться слишком одинаковыми, а станут радовать глаз своим разнообразием. Что касается спецэффектов, то и тут все в порядке. Есть и “гало” вокруг световых источников и цветное освещение и все это применяется именно тогда, когда нужно и не создает ощущения графической аляповатости, как это было в Unreal.

Предметов много. Большинство из них можно размолотить на куски. Скажем, сделать из заставленной мебелью гостиной пустой зал для бальных танцев... Взрывы выглядят весьма усовершенствованными и более красивыми, нежели в самом Q2 и по качеству их можно сравнить с Shogo или Blood 2. Крови вполне достаточно, хотя она недолго остается на стенах и со временем исчезает, как и трупы. Это, конечно, не очень хорошо, но надо учитывать количество противостоящих вам врагов. Если бы тела оставались на местах — скоро все помещения были бы завалены мясом. Кстати, о мясе...

Об интеллекте “монстров” я уже говорил выше. Теперь стоит сказать об их внешнем виде... Хм. Полигонов не то чтобы очень мало, но и не много, поэтому все персонажи в игре выглядят не особо натуралистично, хотя и лучше, чем в самом Q2, где было уж совсем все квадратно-кубовым. Кроме людей, которым можно отстреливать туловища или руки, держащие оружие, вам придется встретиться с морем разных нелюдей и мутантов. Больших, окровавленных и обвешанных пулеметами, ракетницами и гранатами. Как говорилось выше, большим плюсом игры является точечная система поражения, применимая как к вашим врагам, так собственно и к вам самим. Так что пара выстрелов в голову могут быстро прикончить Блэйда, зато по ногам можно стрелять довольно долго. С этой системой связана и закраска текстур на скинах монстров. Причем тут все сделано очень разнообразно. Каждый раз вы будете получать уникальный трупик, раскрашенный в замечательные кровавые тона. Если, конечно от трупика что-нибудь останется...

Дизайн уровней

Отличный! Даже можно сказать — один из лучших. Уровни крайне разнообразны и поэтому скучно вам не будет — глаза не успеют привыкнуть в текстурам и расположению препятствий. Лаборатории, джунгли, подземные катакомбы, подводные территории — все это сделано со вкусом и не может не нравиться. Некоторые single-player уровни замечательно подойдут для deathmatch, хотя и родные DM-левелы также не пальцем деланы и дадут вам возможность вволю пострелять в своих живых оппонентов. Не забыты и так любимые многими телепортаторы, которые отсутствуют в одиночной игре. Вообще, бесполезно рассказывать о дизайне интерьеров в игре — скриншоты не дадут точного впечатления. Так что пробовать вам все равно придется самим.

Lock & Load!

Одна из самых больных тем в современных 3d-shooter’ах — это оружие. Его сбалансированность, соответствие атмосфере и внешний вид. Тут все сделано также на “5”. На вооружении Блэйда имеется:

  1. пара рук (с близкого расстояния очень неплохо колбасит врагов)
  2. пистолет (слаб, но с глушителем незаменим на некоторых уровнях)
  3. винчестер (оружие победы на все времена — аналогичен DOOM’овскому винтарю)
  4. автомат (хорошо поначалу — средняя кучность и такая же скорострельность)
  5. гранатомет (аналог из Quake)
  6. скорострельный пулемет (на самом деле — модификация гранатомета. Убойная штука, но быстро жрет патроны)
  7. ракетница (нужны комментарии? RocketJump работает отлично...)
  8. некая штука, стреляющая синими взрывающимися шарами. Средней степени воздействия
  9. ооо.... почти BFG. Можно регулировать степень заряда. Создает нехилый взрыв, который разносит в клочья всех вокруг)
  10. снайперская винтовка (достаточно одного выстрела в голову — и готов свежий труп. В DM пригодится многим кемперам, хотя надо учиться прицеливаться)
  11. подводное ружье (на суше бесполезно, но под водой убивает мгновенно)

Как видите, набор оружия крайне неплох. Разработчики не стали изобретать велосипед и внесли в игру только тот боезапас, который прошел боевые испытания во многих играх. Вооружение неплохо сбалансировано, не слишком мощно и позволяет избежать массовых кровопролитий. Естественно, что конечное слово скажут любители подесматчиться, но в Ritual Entertainment явно не дураки сидят...

Кроме оружия, естественно присутствуют всякие бонусы, призванные скрасить как одиночную игру, так и и мультиплеер. Призов весьма много и описывать их действия не имеет смысла. Отдельно скажу только о броне. Она делится на три типа — головная, нательная и ножная. Так что прицельная стрельба теперь имеет гораздо большее значение, нежели в Q2.

Звукомузыка

И тут ребята не подкачали. Музыка просто драйвовая, по большей части быстрое техно, хотя встречаются иногда очень приятные медленные композиции. Как и в Unreal, треки имеют свойство меняться в зависимости от происходящего в игре действия. Правда, происходит это несколько заторможенно, но все-таки смена есть — и это радует. Unreal теперь не одинок.

Звук соответствует качественному уровню всей игры. Оружие стреляет так, как должно стрелять. Взрывы натуралистично давят на барабанные перепонки, а вопли раненых и умирающих заставляют сжиматься сердце бывалого бойца и пристреливать несчастных. Шаги по различным поверхностям звучат по-разному. Сердце постукивает, костяшки кулаков хрустят, винтовка раскладывается с неповторимым шармовым звуком... Нет. Звук в Sin если и не лучше Quake’вского, то уж по крайней мере на одном с ним уровне. Это факт.

Multiplayer

Тут можно ставить знак “=” с Quake 2. Параллелей много — начиная с оружия и заканчивая дизайном некоторых DM-уровней. Пока сложно сказать, сможет ли Sin потеснить Quake. Шансы у него есть. Сбалансированность, не меньшая, чем у Quake2 открытость архитектуры, идентичное управление, что облегчает переползание с Q1/Q2... Если честно, то и в multiplayer и в single play Sin мне понравился гораздо больше Quake2 — из-за своего многообразия и прекрасного чувства сбалансированности во всем. Так что, любители DM — Sin ждет вас, грешников...

END

У Sin прекрасное будущее — это ясно. Через несколько месяцев выйдет набор дополнительных миссий для игры, а потом и вторая часть. Команде, которая раньше сделалa только один mission pack для первого Quake, удалось создать игру, которая будет на равных бороться с остальными 3d-shooter’ами этого года. Единственным настоящим конкурентом Sin’а является только Half-Life. Остальные игры сезона навряд ли смогут тягаться с этой сладкой парочкой. О полной версии H/L вы сможете прочитать на AG через 2-3 дня. Вот тогда вы и решите для себя — кто из них лучший...