Светлая тема

Рецензия на игру Slender: The Arrival

Ужас — это прежде всего звук. Глаз, как доминирующий орган чувств, пресыщен, а глаз игрока — в особенности. Попробуйте, покажите нам что-нибудь страшное! А вот шаги за спиной — это всегда шаги. Вдруг кто-то и впрямь обходит тебя сзади? Дуэт разработчиков Parsec Productions и Blue Isle Studios это понимает, потому звук в их игре сделан с особой любовью. Если пробыть в главном меню достаточно долго, можно в какой-то момент подскочить на стуле: умеренно гнетущая музыка внезапно сменится эдаким техногенным визгом (как если бы наушники умели стонать) и от страха и неожиданности захочется куда-нибудь сбежать. Вдохновляющее начало для любого хоррора.

Войди в темноту

У Слендермена богатая история, но знать ее всю необязательно, и свою порцию ужаса от Slender: The Arrival вы все равно получите. Вкратце, это персонаж страшных сетевых сказок, ему посвящено немало роликов на YouTube и всяческих фотоколлажей. Кроме того, он был главным пугалом сделанного на коленке бесплатного инди-хоррора Slender: The Eight Pages. На волне успеха появился The Arrival, его расширенный ремейк, сделанный руками профессионалов — и он продается уже за деньги. Отсюда пристойный визуальный ряд — на здешней осенней поляне, залитой солнцем, хочется остаться навсегда. Но нужно идти дальше, ведь вы приехали в гости к своей подруге Кейт, а ее, похоже, нет дома. Торшер опрокинут, тарелки на полу, а стену украшают мрачноватые детские рисунки. Вооруженный фонариком игрок будет разочарован: после приятных глазу пейзажей в помещениях отчетливо проступает инди-угловатость. Но авторы, будто чувствуя это разочарование, сразу зовут в лес — в той стороне только что послышался истошный женский крик.

Лес — беспроигрышное окружение для хоррора, об этом знал еще Данте Алигьери. Очутившись в здешнем сумрачном лесу, можно блуждать по нему всю оставшуюся жизнь — эта локация генерируется случайным образом после каждой вашей смерти. Задача игрока — собрать листы бумаги с посланиями от пропавшей подруги. Они развешаны тут и там, и поначалу все спокойно: Слендермен, аномально высокий мужчина в темном костюме и галстуке, учтиво держится на расстоянии, предупреждая о своем присутствии треском видеокамеры, через которую вы смотрите на мир The Arrival (большой привет «Ведьме из Блэр»). В верхнем углу мигает REC, но это для антуража — техника нужна только для определения аномалий.

Итак, пока все спокойно, но стоит собрать несколько посланий, как безликий человек в костюме активизируется, и от его посягательств нельзя защититься (кнопка атаки не предусмотрена в управлении) — можно только убежать. Деревья вокруг протягивают свои скрюченные ветки, луч фонарика на бегу скачет вверх-вниз, камера фонит, а закадровые шумы не дают вздохнуть спокойно. Так можно долго наматывать круги, ведь Слендермен, игнорируя все законы мироздания, может оказаться сначала за вашей спиной, а через пять секунд — в том заброшенном доме, где вы хотели спрятаться. В конце концов юный натуралист-испытатель, что сидит в каждом игроке, возьмет верх над страхом и отправится на безликого господина в лобовую. Тот привычно потрещит камерой, покажет тентакли, и вы умрете. Вскоре выяснится, что есть вещи страшнее смерти: например, начинать сначала лесной уровень добрый десяток раз, и бродить по нему, не имея ни малейшего понятия, где же искать проклятые записки.

Умри в темноте

В такие моменты собственная беззащитность начинает утомлять и появляются вопросы о мотивации: зачем вообще идти ночью в лес в поисках незнакомой лично нам подруги, у которой, судя по рисункам в доме, явные проблемы с психикой? Ладно, телефоны не работают, но почему не вернуться за бензопилой в багажнике? Или хотя бы за фонариком помощнее? Ведь на следующем этапе у Слендермена появится приспешник, которого можно замедлить ярким светом — безумный ребенок, бегающий за игроком с ножом. На фоне сдержанного человека в костюме он выглядит нелепо и разрушает кропотливо созданную атмосферу. Разработчики, желая разнообразить игру, промахнулись: у Слендермена достаточно харизмы, чтобы вытянуть такой небольшой проект в одиночку, без помощи несуразных помощников из фильмов категории Б.

Но главная беда Slender: The Arrival — однообразие геймплея. Обстановка неизменна: игрок должен найти некое количество объектов, уворачиваясь от цепких лап сверхъестественного. Сюжет обрывочен и необязателен, а враги наглеют, появляясь за каждым поворотом. В минуты, когда Слендермен поблизости, игра не реагирует на спасительную паузу, отзываясь на Esc неприятным треском. Великолепное решение — ведь пауза это всегда спасательный круг, барьер между нами и происходящим на мониторе. Здесь же нам будто говорят: ты в опасности, сделай с этим что-нибудь прямо сейчас или умри. И ты умираешь.

***

Slender: The Arrival нужно иметь в коллекции каждому студенту: во время дипломных ночей Слендермен взбодрит куда сильнее литра кофе и прочих веществ. Любителям хоррора на самом деле тоже стоит взглянуть — безусловно, это не лучший образец жанра, но игра способна нагнать жути и на самых отважных рыцарей тьмы и фонарика. Жаль только, что и поводов для раздражения в The Arrival немало.