Светлая тема

Рецензия на игру Sniper Elite

World War II Sniper: Call to Victory и обе части Marine Sharpshooter, в которых снайпер одной левой выносил вражеские отряды, пачками жрал аптечки и ничуть не заботился о собственной безопасности, при появлении Sniper Elite краснеют, неловко переступают с ноги на ногу и убираются со своим примитивным тиром в ближайший парк развлечений. Бюджетным студиям придется поставить крест на «снайперской» теме в шутерах. Особенно Jarhead Games.

Sharpshooters are no more

Сюжетная основа Sniper Elite убога в той же степени, что и в MS/CtV. Там американцы без лишних сценаристских кунштюков объясняли миру, как надо расправляться с террористами и фашистами, а здесь представитель US Army, переодетый в немецкую форму, пытается помешать нехорошим советским военным умыкнуть ядерные разработки ученых Рейха. Практически в одиночку, даже без наводчика. На дворе — весна 1945 года, последние дни Второй мировой войны, по разрушенному Берлину бегают стада NKVD units, разговаривающих на чистом русском языке, отовсюду сочится липкий пафос. Картина, достойная пера Тома Клэнси (Tom Clancy).

Но если плюнуть на эти бредни или, на худой конец, причислить сценаристов Rebellion к поклонникам альтернативной истории, SE покажет себя с совсем непривычной стороны. Eagle Watch (кодовое имя героя) далек от образа спецназовца, увешанного арсеналом с ног до головы. Три вида оружия, связка всевозможных гранат, взрывчатка, иногда — РПГ, да еще медпакет, бинты и камешки для отвлекания часовых (почти Commandos от первого лица) — вот и вся амуниция. Причем все «стволы» честно отображаются на модели.

Главный наш козырь — скрытность. Резво носиться по городу, пренебрегая мерами безопасности, — верх самонадеянности. Враги дремлют редко, и на высокой сложности ухитряются заметить нарушителя спокойствия при 50% уровне незаметности, а пары очередей из ППШ ему хватает за глаза. И немногочисленными «аптечками» здоровье сильно не поправишь. Приходится ползать, часто оглядываться, прятаться за ограждениями и прислушиваться к шагам.

Игра изобилует вариантами прохождения миссий. На маленьких картах обязательно есть выбор — по какой улице, каким путем двинуться к цели, и никто не закрывает переулки невидимыми стенами (их, очевидно, перетащили в те места, откуда можно упасть — ни с одной лестницы или обрыва свалиться нельзя). Единственный досадный пробел в физподготовке бойца — неумение прыгать и лазить. Неужели «по должности» не положено?

Методы — на любой вкус. Желаете «стелс»? Пожалуйста. Пистолет с глушителем — основной инструмент, трупы аккуратно складываются в подворотнях, минимум шума. Rambo-style? Тоже не проблема, вооружение позволяет. ИИ отнюдь не туп: подкрадывается, использует укрытия, но… Во-первых, чересчур жалостлив — если раненый товарищ зовет врача, кто-нибудь обязательно постарается помочь; а во-вторых, любопытен — услышав выстрел, патрули удивительно точно вычисляют наше местонахождение и являются посмотреть, что случилось; остается лишь терпеливо поджидать их за углом. Наконец, можно четко следовать инструкциям, занимать указанные снайперские позиции и выполнять дополнительные задания, дабы набрать побольше очков (таблица рекордов не только локальная, но и онлайновая).

На операции в Rebellion не поскупились — всяческие подрывные работы, похищение документов, спасение агента, убийство Бормана и т. п. в меру разнообразны и не вязнут в зубах. Каждая из них обычно разбита на несколько небольших уровней; правда, порой одну территорию нужно «обработать» два раза — выражаясь языком приказов, сначала «infiltrate», потом «exfiltrate». К счастью, логичный «респаун» на нервы не действует.

Кому-то Sniper Elite может показаться близкой к симулятору. Вроде и влияние ветра неведомым образом учитывается, и баллистику не забыли, и прицел трясет сильнее или слабее в зависимости от положения тела, и гранаты как настоящие (но бросать их ужасно неудобно), и даже задержка дыхания есть. Однако это не более чем симпатичные добавки, создающие иллюзию реалистичности. На самом деле тут масса упрощений, от невозможности пробивать деревянные стенки/двери и мгновенного вызова «оптики» до странной «модели повреждений»: попадание из пистолета в голову не всегда фатально, а вот четыре пули в ногу — верная смерть. С другой стороны, реакция на ранения не фальшива — подстреленные солдаты истошно орут, хромают или, скорчившись в три погибели, отступают.

Небо над Берлином

До накала эмоций Call of Duty 2 (например) Sniper Elite, конечно, не дотягивает. Да, город выглядит безжизненным, но беспрестанная канонада, взрывы и крики, доносящиеся из колонок, будят воображение. В паре кварталов от нас идет бой, а мы слышим его отголоски, инстинктивно прижимаясь к земле во время артиллерийских ударов и маскируя под них выстрелы (поскольку винтовка грохочет на всю округу, привлекая нежелательное внимание). Атмосферно.

Графический движок изо всех сил стремится избежать сравнения со своим собратом из упомянутых выше поделок. Уличная архитектура получилась угловатой и неказистой, хотя здешние развалины — это действительно обрушившиеся перекрытия, зияющие провалы разбитых окон, горы мусора и обгорелые остовы домов, в которых можно укрыться. Коробки-декорации тоже встречаются, но уж такие здания, как вокзал, заброшенное депо, фабрика или церковный собор, некрасивыми не назовешь. К сожалению, под конец бледная палитра здорово приедается. Если бы не постоянно меняющаяся обстановка и стильная «bullet-cam», включающаяся при попаданиях с особо дальней дистанции, Sniper Elite наскучивала бы гораздо быстрее.

Резюме

Немного затянутая, но добротная и динамичная игра. Подобных снайперов на PC еще не было.

P.S. Режим совместного прохождения, увы, украшает лишь консольные версии. Доставшийся же нам мультиплеер донельзя примитивен — немалая часть игроков на интернет-серверах рассаживается по укромным местечкам и с упоением «щелкает» прибывающих новичков или рискнувших выбежать на открытое пространство смельчаков. Рай для кемперов.