Светлая тема

Рецензия на игру Soldier of Fortune

Коня на скаку остановит. Ага. Потом в горящую избу войдет. И, что характерно, выйдет. Думаете, высокопарные слова классика о ней, о русской женщине? А вот ребята из Raven честно полагают, что речь идет совсем о другом, причем абсолютно конкретном, человеке. Ребята эти, прославленные еретиком и его прямыми потомками, в очередной раз (после Hexen 2) взяли на вооружение проверенный временем и всем до боли знакомый движок от Quake 2, запихнули начинку из весьма, в общем-то, тривиальной истории и, что опять-таки характерно, получили отличный результат.

Бонд. Джеймс Бонд.

Героя зовут Джон. Джон Ф. Маллинс (John F. Mullins). Как, вы еще ни разу не слышали этой плохо запоминающейся какофонии звуков? Тогда слушайте и не говорите потом, что не слышали. Стальные мускулы, ледяное спокойствие и меткий глаз. Три Пурпурных Сердца (такие штатовские медальки, если кто не в курсе) за блестяще проведенные во Вьетнаме боевые операции. Когда же война благополучно закончилась, Джон отправился на военную службу, прямиком в сверхсекретное антитеррористическое подразделение со скромным кодовым названием The Shop, проворачивающее всякие неофициальные делишки за пределами США. Из чего следует, что бороться нужно будет не с какими-то подвыпившими бомжами, пугая их милицейским свистком и формой участкового, а с толковыми боевиками международного значения, среди которых на первом месте, как всегда, русские и наш ближневосточный друг Садам Хусейн.

Если в игре присутствуют русские, то, во-первых, они в подавляющем большинстве случаев на стороне противника, а во-вторых, представлены в столь идиотском свете, что не сразу и поймешь, плакать надо горючими слезами или смеяться до потери пульса. В Soldier of Fortune первое правило соблюдено без малейших отклонений. Для начала, уже во второй миссии (первая миссия тренировочная - ловим полуголых террористов в американском метро), четыре ядерные боеголовки незаметно, со взрывами и стрельбой выносят с территории российской военной части, расположенной где-то недалеко от Казани. Затем, повинуясь хитрым стратегическим замыслам, их пытаются развезти в разные концы света. Первую Джон успевает обезвредить в лихо несущемся африканском поезде, под обстрелом с сопровождающей груз вертушки. Вторая достается сербам, и Джон пунктуально громит половину сербских повстанцев в Косово. Третья остается у русских же гвардейцев, но за секунду до запуска ракеты старт удается отложить. А четвертую захапал себе грозный Хусейн. Впрочем, это только начало. След, за который нужно ухватиться, чтобы вывести на чистую воду крупную и хорошо законспирированную организацию отпетых бандитов.

Что касается второго момента, то в данном случае русские выглядят более-менее прилично, без явных издевательств. Правда, дают о себе знать идиотские надписи на стенах и упаковке, встречающейся в русских ангарах, и забавная озвучка. Местный хит - душещипательная надпись бросающимся в глаза красным цветом: «Стой! Грозный вход!». Крики достаточно внятные и разнообразные, без совсем уж корявого акцента, но смысл слов, ясный в отдельности, не всегда понятен внутри целой фразы. Остается загадкой, что же хотели авторы передать этими фразами. Вероятно, за основу был взят англоязычный аналог, а затем его перевели «как есть», например, программой-переводчиком, поэтому и получилось не очень и не в тему. Противники других национальностей тоже, между прочим, кричат и разговаривают на своих родных языках, но, поскольку никаких иных наречий, кроме русского и английского, я не знаю, то и поручиться за качество их исполнения не могу. Скорее всего, ситуация с арабским не сильно отличается от русского. Однако сам факт такой всесторонней проработки разноязычности говорит о бесспорном усердии со стороны разработчиков. Честь им и хвала. Интересно, как наши кустари будут переводить столь лингвистически сложный продукт.

В коленную чашечку

Обсуждать в не помню который уже раз одну и ту же графику очень трудно, но принципиально необходимо. Немного устаревший, но все еще один из лучших движок от Quake 2 привели в чувство, слегка отреставрировали и пустили в обиход по новой. От обилия графических настроек поначалу пестрит в глазах, хотя суть осталась прежней. Бегает шустро, выглядит здорово, поддерживает все возможные ускорители, хвастается динамическим освещением и десятком других модных фишек. Между уровнями регулярно демонстрируют ролики на движке, в которых повествуют о сюжетных хитросплетениях. Джон, как правило, действует не один, а в паре с жуткого вида мужланом, почти голым и с 48 размером обуви. Так что показать есть что.

Модели персонажей уступают по чистоте форм своим далеким родственникам из Quake 3, зато выигрывают разнообразием телосложений, экипировки, имеющегося вооружения и «зонированием». Особенность игры в том, что каждый человек разбит на 26 зон, воздействия на которые по-разному отразятся на состоянии тела в целом. Скажем, выстрел в ногу из пистолета приведет к тому, что жертва, качественно матерясь, попрыгает-попрыгает на одной ноге, подогнув вторую с кровоточащей раной, а потом очухается и всадит убегающему герою очередь аккурат в спину. Совсем другой эффект будет от выстрела по ноге из чего-нибудь более мощного, вроде шотгана. Бах, и конечность выносит в соседнюю комнату, кровь разлетается на пару метров вокруг, а жертва падает, как подкошенная, и следующие несколько секунд все еще дергается в конвульсиях, размазывая оставшимся обрубком кровь по полу. Сердобольные могут прекратить мучения жертвы контрольным выстрелом, если не жалко патрон, или десантным ножичком. Нож здесь, кстати, суперский. Его можно использовать не только в ближнем бою, что иногда очень помогает, но еще и метать. А уж как ласково Джон стирает кровь с лезвия… Загляденье. Впрочем, речь об оружии впереди.

Теперь давайте постреляем в другие части тела. Меткое попадание в голову приводит к весьма прогнозируемому результату, к летальному исходу. Опять-таки выглядеть это может весьма разнообразно. Снайперская винтовка убивает без особых эффектов. Человек просто падает с небольшим фонтаном крови, бьющим из места попадания пули. Шотган с легкостью разнесет череп, полностью обезглавив противника. Пистолет оставит заметные следы, но целостность черепной коробки не нарушит. Легкое попадание в руку заставит выронить оружие. Тяжелое попадание лишит человека руки. Удар ножом в сердце или в шею немедленно превратит живого человека в труп. И так далее и тому подобное. Вплоть до выстрела, пардон, между ног. И все это очень красочно, с обилием крови, подергиваниями и прочими реалистичными движениями тел, вплоть до пара изо рта на морозе. Анимация блестящая, нет слов. За такие успехи с легким сердцем можно простить невысокую насыщенность моделей полигонами. Уж больно красиво, динамично и разнообразно убиваются противники, уж больно изящно и изумительно они погибают.

Я возьму сам

Ничего кардинально нового в оружейном деле Soldier of Fortune не привнесла в жанр. Набор средств умерщвления достаточно велик и многофункционален. От уже упоминавшегося десантного ножа до огнемета, ракетницы и прочих железок массового поражения, вплоть до microwave pulse gun. Каждый ствол имеет свои особенности, причем не только положительные, но и, как водится, отрицательные. Один пистолет быстро заряжается при маленькой обойме, другой, наоборот, с большим магазином, но на перезарядку уходит куча времени. Ружье наносит серьезный урон, но стреляет одиночными и очень неторопливо. Автомат неудобен своей отдачей, но огрызается очередью и удачно справляется с толпой противников, а не с меткой стрельбой.

У некоторых видов оружия имеется в запасе альтернативный выстрел. Например, снайперская винтовка работает либо как обычное ружье, либо непосредственно через оптический прицел с многократным увеличением. Ракетница стреляет или одним «патроном», или сразу несколькими. Впрочем, где-то мы уже это видели.

Вызывает определенный интерес еще и то, как вышеописанное оружие добывается. Перед началом каждой миссии, которая может состоять из нескольких уровней, Джон попадает в штаб-квартиру своего засекреченного подразделения, где через компьютер по почте получает очередное задание и заказывает себе обмундирование на следующую акцию. Можно взять два-три вида оружия и три подсобных предмета, типа гранат, брони, прибора ночного видения и аптечек. Большего арсенала с собой, увы, просто не унести, а оптимальный набор будет благоразумно указан в рекомендациях к заданию. Все остальное можно взять с боем, так сказать, на месте и самому. Причем то, что достается с боем, обычно сильно облегчает жизнь. Дело здесь вот в чем. Каждый вид противников использует не все подряд виды оружия, а какие-то определенные. Вполне вероятно, что по ходу дела найти патроны для снайперской винтовки, взятой из штаб-квартиры, на данном конкретном уровне будет очень даже не просто. Конечно, на теле поверженного врага всегда остается неистраченный им боезапас, но этот боезапас подходит для оружия, которым пользовался именно он. Поэтому оружие, найденное на уровне, чаще всего оказывается в большей степени снабженным патронами, чем какое-либо другое, прихваченное с базы.

Мед и деготь

Уровней много и они столь разноплановы по оформлению при едином стиле прохождения, что вызывают бурю эмоций. Прохождение изысканно линейно, без существенных отклонений. Нет, бывает, что дорога неожиданно раздваивается, но оба новых пути, скорее всего, приведут в одну и ту же точку. Тем более речи не идет об изменениях в прохождении последующих уровней в зависимости от результатов предыдущих успехов. С пугающей регулярностью возникают кнопочки, рычажки, вентили и прочая мишура, которую нужно обязательно активировать, но которая не особенно-то и заметна. Иногда требуется расстрелять какой-нибудь ящик или залезть в малоприметную нишу, или совершить головокружительный прыжок. Возникают ситуации, когда начинает тикать таймер, и за определенный отрезок времени нужно кровь из носу предпринять что-нибудь героическое. Но основное занятие - это все-таки стрельба. Отменная стрельба, если вы еще не поняли.

С оформлением уровней, к сожалению, не все так гладко, как хотелось бы. Местами шикарно, но порой чересчур грубо, схематично. Не дизайн, а голые стены. Совсем худо дело с открытыми поверхностями природного происхождения. Ну, не готов движок к таким подвигам. Убивают своим внешним видом противники-нелюди. Речь о танках, пушках, пулеметах и иных механических солдатах. Возьмем для примера танк. Кто скажет, что это велосипед, пусть кинет в меня камень. Но это и не танк тоже. Так, мыльница, у которой сверху присобачен спичечный коробок с двумя квадратными ножками от стула. Бессмертная, кстати, мыльница, да еще и русская. Во всяком случае, C4 не помогает, а ничего круче под рукой не оказалось. Зато с двух выстрелов выносит и защиту, и здоровье. Очень неприятно во всех отношениях.

Soldier of Fortune - игра для всех. От мала до велика, от самых ленивых до прожженных временем истребителей всего, что движется. Такая универсальность достигается за счет пяти заранее определенных уровней сложности, возможности настроить сложность прохождения и управление вручную, а также отключить все или часть кровавых сцен. Поэтому если на легком уровне сложности можно сохраняться восемь раз на протяжении одного уровня, носить с собой кучу оружия и расстреливать врагов траншами без особых напрягов, то при прохождении ветераном станут понятными некоторые неочевидные до того момента вещи. Ограничение на количество одновременно носимых стволов приведет к дилемме о том, что выбрать. Займет свое законное место верный хозяину десантный нож, который можно бесшумно (в интерфейсе имеется дополнительный индикатор «шумности» выполняемых действий, почти Thief) метнуть в постового, тем самым не дав ему поднять тревогу и не заставив сбежаться на звук (реагируют ведь, паразиты!) выстрела других солдат. Ну и придется обойтись без читов, активно отстреливаясь от постоянно регенерирующихся противников, не желающих сдаваться без боя.

Если выкинуть из игры танковые соединения ужасного вида, не обращать особого внимания на местами отстойный дизайн уровней и скудность полигонов, радуясь возможности отстрелить противнику любую часть тела, то Soldier of Fortune можно смело поставить в один ряд с Kingpin и Half-Life. Интересная однопользовательская игра для всех типов игроков, любящих красивые и динамичные шутеры. Сетевая же часть досталась от лидера в этой области, поэтому плохой она не может быть по определению. Более того, появились два новых типа мультиплеера, которые, впрочем, уже не смогут существенно повлиять на общее отношение к игре в лучшую или худшую сторону.

Рецензии пользователей
на Soldier of Fortune1

Прекрасная игра. Со всех сторон прекрасная. Было время, когда засиживался часами за прохождением миссий. Атмосферно, динамично, красиво (для того времени). В игре классный сюжет и хорошо прописанные персонажи. Есть четкое понимание того, что именно ваши действия помогут остановить грядущий апокалипсис. И ты ощущаешь это, проходя одну миссию за другой. И до конца игры развитие сюжета не отпускает.

В игре много интересного оружия, которое позволяет сделать перестрелки разнообразными. Мир неплохо прорисован. В то время этого было более чем достаточно. В основном геймеры обращали внимание на динамичность, а ее в игре достаточно. «Солдат Фортуны» поражает своей жестокостью, но тогда современных требований контроля по кровопролитию и отстреливанию конечностей не было. По этой причине никто не переживал, а игроки были рады попасть в ту или иную часть тела противника, что гарантировало кровавое зрелище.

Игра радует разнообразием локаций, повествованием истории, героями и злодеями, отвагой и предательством и хорошо походит на боевик, но не в кино, а прямо на экране монитора геймера, который погружается в происходящее. И каждый раз вспоминаешь об этой игрушке с теплотой, хотя ей уже добрых два десятка лет.
«Взрыв мозга»
«Проверено временем»