Светлая тема

Рецензия на игру В тылу врага

В том, что «В тылу врага» станет хитом, никто не сомневался. «1С» только и успевала бегать с корзинкой, собирая выпадающие челюсти, дабы потом выложить их перед ликующей публикой — смотрите, мол, что у нас выходит! Более того, всем своим партнерам издатель представлял проект не иначе как «потенциально самый продаваемый». В России, конечно.

Повода брать назад свои слова, сказанные в превью, нет: «ВТВ» — безусловный хит. Впрочем, коммерческий успех, который наверняка ожидает ее у нас и на Западе — это лишь одна составляющая. Best Way могли сделать игру в жанре «tactical RTS», но они пошли дальше, изменив его.

Разработчики наконец-то разобрались с, казалось бы, непосильной задачей — сделали зрелищную «стратегию». Я не оставлю ради «ВТВ» Close Combat, не пожертвую лишним часом «употребления» Combat Mission и уж точно не принесу в жертву дисковое пространство, предназначенное для «Блицкрига». Но у меня ежедневно возникает непреодолимое желание запустить игру, сесть в «Тигр» и жахнуть по стене близлежащего дома.

По дороге в Голливуд

«В тылу врага» эффектна во всем. Разработчики симуляторов корпят над игровой физикой, надеясь привлечь привередливых потребителей (которые, конечно, все равно к чему-нибудь придерутся), создатели тактических игр во все горло вопят об исторической достоверности (вон тот фриц — точь-в-точь копия оригинала!)… Но такой физики, как у «ВТВ», не было ни в одном стратегическом проекте. Оспорить это утверждение под силу только Battlefront. Прибегут ли тогда поклонники истинных воргеймов? Если и прибегут, то зря потратят свое время. «В тылу врага» не может соревноваться с Combat Mission в точности воспроизведения танкового боя, но Combat Mission — это работа, а «ВТВ» — хороший блокбастер.

В фильме «Спасти рядового Райана» есть эпизод, где «Тигр» тщетно пытаются подбить из базуки. Попкорн, что с него взять. Но это правдиво. Там, где на первом плане — взрывы и герой-американец, крошащий из автомата наседающих немцев, есть толика той самой правды, из-за которой к данной картине неплохо относятся даже скептически настроенные знатоки истории. Считая «настоящими» тактическими RTS только Close Combat и «Блицкриг» (пусть даже одна из них — squad based), я вынужден отдать должное «В тылу врага» именно за внимание к мелочам.

Чем была бы эта игра без физики? Жалким продолжением WWII: Frontline Command, не больше. Пуля может пробить борт грузовика, но при этом не в состоянии одолеть деревянную дверь. Зачем? Растерзанный грузовик — это красочно, а физический движок, учитывающий воздействие пули на объекты из различного материала, — пустое излишество.

И еще ИИ. За большим количеством грехов кроется умение подчиненных воевать самостоятельно. Огорчает, конечно, неспособность солдат обращаться с гранатами и (иногда) полная их пассивность, однако юнитам впервые объяснили, зачем нужны укрытия. Как и «Блицкриг» со своими траншеями, «ВТВ» избежала сумбурности. Если бы не чрезмерная прыть врагов, постоянно пытающихся пойти в штыковую атаку, с точки зрения обычной человеческой логики стычки с применением стрелкового оружия можно было бы назвать совершенными.

Это вам не стадо лоботомированных обезьян, которым раздали ружья и автоматы, научив лишь в нужный момент нажимать на спусковой крючок. Любая перестрелка в игре собирает немало зрителей. Волнуясь, люди тычут в монитор пальцами, восхищаясь «вон тем чуваком» за сараем, который только что метнул гранату в окно дома, занятого неприятелем.

Ярость «сингла»

Миссий мало. И в кампании, и одиночных. Но по причинам, описанным выше, каждая из них — отдельная история. Новая сцена в фильме, которая, как у хорошего режиссера, никогда не повторяется. Часть актеров, естественно, принимает участие в действии вплоть до финальных титров.

За неторопливый геймплей и явный дисбаланс в силах обороняющихся и наступающих «В тылу врага» успели записать в категорию «stealth». Напрасно. Основной помощник тут — не скрытность и не осторожность, а владение игрой, использование преимуществ, предоставляемых прямым управлением («direct control»). С ростом уровня сложности проблем становится существенно больше, но ни на одном из них ползание в грязи не заменит грамотно завязанную перестрелку, где игрок, благодаря незаметности и предварительному просчету ходов, уже находится в более выгодном положении.

В Commandos потеря одного из бойцов фактически означала конец миссии. Здесь это едва ли станет для вас фатальным ударом. Войны без жертв не бывает. Стержень игры — локальные тактические схватки. Внезапность — главный козырь. Так учили великие теоретики военного искусства.

Однако разработчикам вполне заслуженно досталось от публики за невыразительность кампании. Роликов нет, задания лишены детективной составляющей и чаще всего сводятся к банальностям. Commandos, где продуман каждый миллиметр, она проигрывает всухую. Если рассыпающиеся стены и шикарные взрывы для вас менее важны, чем сюжетные головоломки, «В тылу врага» — пустая трата времени.

Но пару слов в защиту игры сказать стоит: да, в кампании, несмотря на подход, нет запоминающихся миссий, и все-таки самое важное — это набор комбинаций. Здесь мы захватываем деревню, здесь — мост, вон там — берем штурмом район города. Внутри каждой миссии множество головоломок. Простота их решения обычно должна быть оплачена лишними жизнями, а значит, дальше будет еще труднее, ведь сил остается все меньше. Зрелищность зрелищностью, но иногда не мешает и подумать.

На двух стульях

Схожее разочарование ожидает хронических милитаристов — оружия в игре не так много. Оно достаточно разнообразно — пистолеты, винтовки, штурмовые винтовки, пистолеты-пулеметы, ручные пулеметы и даже станковые, но образцов в каждом классе негусто. Зато гранат — навалом. И это правильно. Потому что граната первой входит в любой дом или переулок, карабкается на холм или летит в овраг. Есть даже кумулятивная PWM-1. И еще, конечно, мины. Правда, их звездный час наступает неоправданно редко. Жаль.

Танки — отдельная тема. Они сделаны с любовью, не имеющей границ. Восхищение вызывает буквально все — звук, внешний вид, анимация, управление, наличие экипажа и выбор типа боеприпасов. Итог — великолепные, единственные в своем роде танковые бои. И никаких «лайфбаров»! Разработчики «Блицкриг 2», вы слышите? Теперь мы непременно хотим чинить отдельно правую и левую гусеницы, приводить в чувство заклинившую башню и латать прохудившийся корпус.

«В тылу врага» делает танк таким же героем, каким он стал во Второй Мировой войне. В миссиях у вас либо есть боевая техника, либо нет. И вся соль во всплывающем через раз балансе между красотой и правдивостью. Танк — не игрушка, не средство тотального уничтожения. Танк позднего периода войны, когда средства борьбы с ним достигли апогея своего развития, был слабым и уязвимым, способным на многое лишь при грамотном использовании. Затаившийся противник со связкой гранат способен прекратить вояж раз и навсегда: детонация боезапаса и, напоследок, дымный след от отлетевшей башни. Бой в городе — не детские игрушки.

Находиться на открытых пространствах тоже непросто. Скорость поворота башни ощутимо уступает прыти рядового бойца, а пулемет у всех без исключения танков почему-то один, спаренный с главным калибром. Конечно, управлять двумя-тремя пулеметами сразу проблематично, но я бы не сказал, что это повод вообще убирать их.

В общем, без поддержки приходится на редкость туго. Даже несколько бронированных машин могут оказаться беззащитными перед пехотой. В пылу боя играет роль и нежелание танков сходиться в формации. Жизнь упрощает лишь команда «следовать», по которой они выстраиваются паровозиком и… при первой опасности стреляют в спину впереди идущего. О последствиях говорить, надеюсь, не надо. Должен признать, что в паре с паузой или slo-mo все маневры успешны, но стоит взять бразды правления одной из машин в свои руки, как коллеги становятся абсолютно беспомощными.

Странно и то, что на низшем уровне сложности экипажи абсолютно неуязвимы. Какие бы повреждения ни были нанесены танку, экипаж вываливается из него целым и невредимым (другая крайность — горящие танкисты в полном составе). Хотя, в принципе, достаточно одной кумулятивной гранаты, чтобы весь экипаж погиб. Это вполне соответствует выбранной сложности, но вот действительности — едва ли. Впрочем, режим игры ступенькой выше ставит все на свои места — любой член экипажа может быть убит в результате пробития брони. Кстати, из контролируемых танков танкисты по собственной воле не бегут. Даже если пылающий моторный отсек угрожает боезапасу.

Коротко

О главном. По результатам вычитания суммы недостатков из суммы достоинств игра при всех инновациях явно не дотягивает до заветного «Нашего выбора». Мы не выставляем высокие оценки, опираясь исключительно на технологии. Но «В тылу врага» обладает запасом прочности в виде пользовательских модификаций. С выходом патча в главном меню, помимо всего прочего, появился соответствующий пункт.

Это важно. Долго бы продержались «Блицкриг» и Sudden Strike без фанатских и официальных дополнений? Не стоит забывать и о такой вещи, как realistic mod. Демо-версия, в лучших традициях Operation Flashpoint, могла похвастаться более чем десятком различных модификаций (не удивлюсь, если их было в несколько раз больше). Умельцы препарировали даже те карты, которые украшали заставки!

Поскольку редактора, о котором мы рассказывали, пока не видно, есть надежда, что кампании доведут до ума сами игроки. Или вообще сделают новые. Ведь после того, как критики обругали угловатую камеру, вышел соответствующий «мод», позволяющий заглянуть в окна домов и увидеть звездное небо…

Тут «ВТВ» ожидают иные перспективы. Впервые за много лет положение Close Combat может быть пересмотрено.

В тылу сомнений

Каждое утро я запускаю игру, сажусь в «Тигр», доезжаю до стоящего неподалеку дома и стреляю фугасным снарядом. Потом еще. И еще. Через пару минут небольшое поселение превращается в кладбище с уродливыми остовами зданий и почерневшей техникой. Кругом разбросаны обгоревшие железяки. Улица испещрена воронками. Мимо ограды куда-то плетутся солдаты с автоматами наперевес. Кадры, достойные военной кинохроники. «В тылу врага» — прежде всего захватывающая и правдивая игра. Игра в прямом смысле слова.