Светлая тема

Рецензия на игру Космобаза

Замки из космической пыли

Поклонники стратегий, конечно же, хорошо помнят Stronghold — два с небольшим года назад он порадовал нас изящным воплощением интересной игровой концепции. Над однородным полем RTS-сорняков побег, выращенный Firefly Studios, возвышался стройной березой. Stronghold был красив, строг и вместе с тем забавен.

Space Colony обращает на себя внимание прежде всего благодаря родословной. Однако в этот раз яблоко упало предельно далеко от яблони, на недружелюбную землю иных планет, в техногенную эпоху всеобщей капитализации, электроники и кислотных мотивов. Неожиданно? Да. Плохо? Нет.

Space sims

Благородного предшественника не в силах заслонить даже внешность Space Colony: обросший новой плотью старый каркас легко узнаваем, да и сам стиль общения с игроком навевает приятные воспоминания о заботливо-беспощадном мире Stronghold. Призраками из прошлого предстают и привычное разделение кампании на «мирную» и «военную» ветви, и характерный стиль «постановки задачи» перед каждой миссией, и обилие ярких гротескных персонажей, и даже знакомые графические недочеты… Впрочем, новый футуристический отпрыск Firefly Studios хотя и напоминает отдельными чертами своего знаменитого «средневекового» деда, но стоит на собственных прямых ногах на совершенно другой почве, и потому ностальгически настроенному стратегу может подарить больше огорчений, чем радости. Здесь нас не покидает ощущение несерьезности происходящего. Набор кукольных персонажей в пестром нарисованном мирке обживает иные планеты с неугасающим оптимизмом. На смену суровому средневековому быту пришли ностальгические бластеры, по-детски нелепый набор самой фантастической техники и… тень вездесущих The Sims, заставляющая нас не столько заниматься серьезным управлением колонией, сколько всячески ублажать отягощенных индивидуальностью подопечных. Впрочем, нельзя позволять первому впечатлению обмануть себя: SC не так уж скупа на точки приложения стратегических сил, и на поверхности достаточно быстро появляются интересные тонкости и неоднозначные сюрпризы.

Снятся ли симам электрические овцы?

Космическая колония функционирует по знакомым еще со времен Алисы Селезневой правилам: электроэнергия и кислород — ценнейшие ресурсы, каждый житель — мастер на все руки, свободного пространства постоянно не хватает. Скелетом поселения служат т.н. Bio Domes — крытые герметичные залы с куполообразной крышей, в которых колонисты живут, развлекаются и работают. Сердце колонии — командный мостик, здесь наши подчиненные обеспечивают поддержание запаса электроэнергии и кислорода и готовят к использованию медицинское оборудование, а мы можем получить сводную характеристику положения дел, провести торговые операции, назначить подопечных на наиболее подходящую работу, изменить оплату их труда — словом, реализовать любое судьбоносное решение.

Капризная sims-сущность колонистов требует внимательного отношения к внутреннему убранству помещений. Каждой паре рабочих рук выдан целый набор умений и потребностей — первые надлежит грамотно использовать и развивать, а вторые, по возможности, удовлетворять: довольный колонист и работает больше, и неприятностей при случае не доставит. Сон, еда, здоровье и личная гигиена не ограничивают богатый внутренний мир местных персонажей; каждому из них нужны развлечения, общение с другими обитателями станции и, конечно же, стабильная и высокая оплата труда. Поэтому, как правило, жилые помещения колонии бывают под завязку набиты барами, ресторанами, спортивными тренажерами, саунами и т. д. Первое правило эффективного труда: нерабочее время колониста должно быть радостным, но мимолетным, как полуденная дрема.

Теснота и неудовлетворенность грозят станции бедами почище кар египетских: обесточивание оборудования, недоступность срочной медицинской помощи, нехватка кислорода, отсутствие свободной пары рабочих рук могут практически мгновенно превратить процветающую колонию в руины. На первых порах все дается легко и быстро. Пока цели просты и понятны, количество персонажей и техники невелико, а враждебная фауна не цепляет колонистов за пятки, работа станции идет как по маслу, игрушечные человечки счастливы, и деньги текут рекой. Однако стоит колонии подрасти, как волна проблем захлестывает каждый ее уголок. Небольшая ошибка — и вот уже зловеще мигает красный огонек: нет электричества, потому что любящей выпивку Tami приходится слишком долго брести до собственной постели; скучающий по звездам Vasillos затевает драку в столовой, чуть не калеча малолетнего Slim'а (а ведь только он занимается уничтожением зловредных Mutant Bees); Kita вместо того, чтобы вовремя подготовить медицинский аппарат, слезно требует свидания с Hoshi, которая в свою очередь тормозит добычу так необходимого сейчас кремния, ежеминутно бегая на базу повидаться с сестренкой… Остается, сжав зубы, распутывать сложные цепочки взаимозависимостей и успокаивать себя заученными с детства строками: «Через четыре года здесь будет город-сад…»

Темная сторона луны

Даже самое райское для стороннего человека местечко может показаться сущим адом для работающего там бедолаги, особенно если расположено оно на чужой, неприспособленной для жизни человека планете. Наш заказчик — межзвездная корпорация Blackwater Industries — чужд сантиментов и более чем скуп на лишние траты, поэтому в трудных ситуациях нужно рассчитывать лишь на свои силы. Неприятности не заставляют себя ждать: вечная ночь, окутавшая все доступные в игре планеты, полна сюрпризов и опасностей. Вредоносные растения, порождающие рои зловредных насекомых, инопланетная фауна, не терпящая на своей территории присутствия настырных гуманоидов, коварные конкуренты и смертельные болезни — традиционный набор острейших шил норовит вонзиться в причинное место главы колонии в самый неподходящий момент.

К сожалению, отсидеться на базе не получится: ресурсы, начиная с пригодной в пищу инопланетной растительности и заканчивая ценными металлами, разбросаны по поверхности редкими кучками; добыча их требует как соответствующего здания, так и обладающего нужными знаниями работника. Забитые до отказа склады гарантируют некоторую финансовую свободу и открывают доступ к более продвинутым технологиям. Первенство человеческого разума во Вселенной приходится доказывать, как обычно, самым интеллектуальным способом — кулаками. Их у нас много, самых высокотехнологичных и смертоносных, от обычных стационарных лазерных пушек до орды шагающих терминаторов, резво уничтожающих все на своем пути. Вот только добиться силового превосходства очень непросто: на создание собственной армии требуются время и средства, а зловредная планета ежеминутно порождает очередную пакость. Военная ветка кампании — это постоянная борьба за выживание, способная породить в неокрепшем разуме такой приступ ксенофобии, что космические путешествия окажутся навсегда вычеркнутыми из списка мечтаний.

Per aspera ad astra

В итоге Space Colony оказалась на удивление милой, но очень неровной игрой. Обаяние дизайна портят крайне неоднозначные графические решения. Дело даже не в морально устаревшей двумерной графике, а в общей гротескно-нарядной стилистике: яркие, плохо сочетаемые цвета, корявая анимация, многочисленные ошибки в прорисовке изображений… SC на световые годы удалена от приятной характеристики «eye candy», и это отнюдь не добавляет ей очков. Зато озвучивание сделано на совесть: замечательно подобраны голоса персонажей, да и роли сыграны весьма убедительно, что очень оживляет атмосферу. Музыка, при всей своей кислотной напускной веселости, тусклая и невыразительная, но никто не мешает нам формировать саундтрек по своему вкусу; подобно GTA3, SC позволяет украсить процесс собственными mp3-композициями. Интерфейс копирует каноническую для жанра модель — удобно, функционально, но местами непродуманно. К примеру, ощутимо не хватает возможности сортировать список подопечных по умениям, назначать работников прямо на экране здания, и тому подобных мелочей.

Игра захватывает едва ли не с первой минуты — лондонским «светлячкам» каким-то волшебным образом удается наделять свои проекты огромной харизмой — и не успевает надоесть, но мелкие недочеты не дают приятному чувству перерасти в восторг. Единожды отвлекшись на другие дела, возвращаться к Space Colony вы, возможно, уже не захотите. Привыкание практически отсутствует. Но попробовать ее стоит, тем более что на фоне современного tycoon'ского безобразия приключения космических колонистов выглядят более чем привлекательно.