Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
Тяжел и тернист путь разработчика компьютерных игр. Меркантильный издатель требует красот и общедоступности, журналисты сочиняют полные скептицизма «превьюшки», самые ценные работники то и дело впадают в депрессию… Как в таких условиях делать игру своей мечты?
Амбициозные попытки усидеть на двух стульях, запихнув два популярнейших жанра в одну коробку, предпринимались и раньше. О каких жанрах я говорю, думаю, все поняли — RTS и RPG давно завоевали наши сердца и жесткие диски; если бы не особенности современных консолей, категорически не признающих «мышиное» управление и нормальный уровень детализации, игры, подобные SpellForce, неминуемо оказались бы на верхних строчках всевозможных чартов. При чем тут консоли? Просто одна из причин, которая заставляет игровые студии работать на «телевизионной» ниве, — более низкие требования к конечному продукту. Не знаю, к сожалению или к счастью, но только там «еще одна неплохая игра» может стать шедевром и блокбастером.
Сюжет удивил и порадовал. Вернее, даже не сам сюжет, а интересная концепция мира, где разворачиваются судьбоносные события. Ужасный магический катаклизм превратил некогда процветающие земли в нечто малопригодное для жизни и научно-технического прогресса. Огромный континент оказался раздроблен на множество островов. Они соединены друг с другом сложной системой порталов, построенных последним из великих магов (по их вине и произошли описанные хулиганства). Еще одним чудом, оставшимся от древних мудрецов, являются особые обелиски. Они позволяют призывать в этот мир могущественных воинов, беспрекословно подчиняющихся владельцу волшебных кристаллов, внутри которых заточены их души.
Наш подопечный — один из таких рабов. Призвавший его колдун, как ни странно, решил не давить бедняге на мозги и договориться по-хорошему. Вернув герою душу, он не только освободил его, но и сделал практически бессмертным. В качестве ответного «жеста доброй воли» нам предстоит спасти мир. Вполне равноценный обмен. Ужасные чудовища наседают на пограничные замки, разрозненные стаи орков обретают былую силу, а тут выясняется, что благодетель — отнюдь не последний из настоящих магов, уцелевших после трагедии. Прячущий лицо под капюшоном злодей вовсю строит свои антигуманные козни, и только мы в состоянии предотвратить наступление эпохи Зла.
Если отгородиться от высоких материй, выяснится, что SpellForce — это, по большому счету, типичная военная стратегия в реальном времени. Заполучив парочку кристаллов, находим упомянутый обелиск, активируем его, после чего материализуем десяток-другой «крестьян» и с песнями-плясками принимаемся за вырубку окрестных лесов и строительство развесистой базы. Набор домиков получился на редкость стандартным. Кузница (к слову, в SpellForce их две) понадобится для производства пехоты, стрельбище снабдит нас арбалетчиками, храм позволит тренировать колдунов слабого посола, городской центр увеличит максимальную численность армии… Зачастую описания не нужны, все и так ясно. А вот семь видов ресурсов (камень, железо, дерево, еда плюс три магических) способны вогнать в холодный пот самого искушенного поклонника жанра; ведь для оптимизации добычи придется раскошелиться на специальные постройки, разместив их как можно ближе к источнику полезных ископаемых. Одним словом, на легкую и не отягощенную микроменеджментом базы жизнь уповать не стоит. Готовый к труду, обороне и прочим общественно-полезным действиям городок занимает изрядный кусок немаленькой карты, а его филиалы вынуждают игрока без устали метаться по округе.
Главное достоинство игры касается разделения на расы. Первоначальный, не подлежащий обжалованию выбор отсутствует; все зависит от желания и наличия соответствующих кристаллов, в недрах которых заключена «матрица» нужного создания (чудо-стекляшки можно заполучить по ходу развития сюжета или просто купить в магазине). Люди, гномы, эльфы, темные эльфы, орки и даже уродливые тролли — как видите, под нашими знаменами готовы объединиться самые разные существа. Впрочем, не спешите радоваться: все они делятся на «темных» и «светлых», так что, собрав бригаду невоспитанных людоедов, можете не рассчитывать на одобрение со стороны бесстрашных паладинов или остроухих лесных певцов. А вот принципиальной разницы, которая бы всерьез влияла на тактику и стратегию (об этих обостренно социальных явлениях читайте ниже), между расами нет. Каковы бы ни были ваши этнические предпочтения, великая цель процесса навсегда останется неизменной.
Да-да, все описанные мытарства сводятся к банальной штамповке толпы юнитов и последующему разгрому бесчисленных вражеских деревушек. Я не случайно использовал множественное число. По милости сценаристов и древних магов в мире SpellForce так мало пригодной для сельского хозяйства земли, что плотности местного населения могут посочувствовать даже самураи из Battle Realms. Прорываясь к очередному порталу вместе со своим «взводом», то и дело представляешь себя героем какой-нибудь фэнтезийной аркады из тех, что по чьему-то недосмотру обзавелись сияющим ярлыком ролевой игры. Постоянно наседающие орды врагов не оставляют времени на размышления. Задача игрока сводится к тому, чтобы регулярно двигать всю толпу (не забудьте объединить ратоборцев в отряд) вперед, подгонять подкрепления и тыкать в кнопочки созревших заклинаний. Кстати, из личного опыта могу посоветовать использовать исключительно массовые виды колдовства. Попасть мышиным курсором в нужную фигурку, когда на экране мельтешат с полсотни бойцов, практически нереально.
Уровни производят впечатление. Играть интересно (особенно поначалу), а обилие скриптовых сценок и укромных уголков, плюс возможность свободно переходить с одного острова на другой сулят невиданные чудеса. Хотя в отношении последнего пункта обольщаться не стоит. Залетев по ошибке на уже зачищенный остров, я понял, что слегка погорячился. Проблема в том, что порожденные древней магией «клоны» существуют до тех пор, пока командирская тушка болтается где-нибудь поблизости. Вернувшись из загранкомандировки, вы рискуете обнаружить… пустырь — ни старательно отстроенной базы, ни могучей армии, наводящей ужас на окрестности. Все унесено могучим ураганом. Сохраняться нужно чаще.
Внешне игра смотрится отлично, хотя и предъявляет определенные требования к «начинке» компьютера. Даже при максимальном увеличении пейзаж не приобретает черты полотен Пикассо. Симпатичные модели, пристойная анимация… Единственный недостаток заключается в том, что некоторые юниты слишком похожи друг на друга, — издалека не разберешь. Для законченных эстетов имеется динамическая смена дня и ночи. В определенный момент елки погружаются во тьму, а в «бюргерских» домиках загораются уютные огоньки. В виде бесплатного и абсолютно бесполезного бонуса выступает вид «от третьего лица»; понятно, что авторам хотелось продемонстрировать всю мощь своего движка, но с позиции геймплея польза от него, увы, нулевая. С интерактивной музыкой ситуация тоже не совсем однозначная. Расправа над крошечным лесным паучком всякий раз сопровождается тревожными пафосными трелями, и это не вызывает ничего, кроме улыбки.
«Где же тут RPG»? — спросит пытливый читатель и будет абсолютно прав, ибо о ролевой составляющей пока не было сказано ни слова. Причин для столь избирательного отношения, к несчастью, хватает… Игра начинается с создания героя. Выбираем пол, настраиваем внешний вид и переходим к «внутривенным» параметрам. Сила, здоровье, меткость, ловкость, интеллект, мудрость, харизма — знакомо, правда? Уничтожая злодеев, бравый товарищ получает очки опыта, повышает уровень и обрастает специфическими умениями. Легкое оружие, тяжелое оружие, несколько школ магии — в каждом разделе три-четыре подпункта. Разделение на классы отсутствует; если однажды вам надоест быть тупым «быком» со здоровенной оглоблей на плече, можно без проблем переквалифицироваться в некроманта. Мило, пусть и не слишком оригинально. Вот только назначение почти всех умений ограничивается тем, сумеет ли персонаж надеть модную кольчугу, помахать увесистой шашкой или выучить смертоубийственное заклинание. Никаких излишеств и экзотики.
Умолчать о таком явлении в жанре, как магазины, нельзя. Дураку понятно, что здесь продают и покупают разные штучки, однако об особенностях оплаты с первого раза догадаться сложно. Три вида валюты — золото, серебро и медь — это триумф псевдосредневекового капитализма. «Этот лук стоит 11 серебряных монет и 38 медных», — подобные цены в местных лавках в порядке вещей. С точки зрения баланса — настоящая находка. Распродавая тонны барахла, которое вы по привычке собрали с тел убиенных хулиганов, не надейтесь на то, что купец расплатится золотом. И обменять сотню ржавых ножиков на один сверкающий меч тоже не получится. Помнится, в Diablo мы писали разные слова кучками монет, так как их не на что было тратить; в SpellForce часто складывается почти обратная ситуация — деньги есть, но они никому не нужны. Ужас.
Квесты — как основные, так и побочные — основательно угнетают. Каждый случайно встреченный дворник норовит пристроить нашего героя к делу, причем делает это настолько непринужденно, что сил сопротивляться уже не остается. «Пойди туда-то и убей гадов гоблинов, которые сожрали всю рыбу в реке и ничего мне не оставили», — примерно в таком духе был выдержан монолог (заметьте, именно монолог) неудачливого рыбака, с которым я рискнул заговорить. О награде речь, как правило, не идет; рисковать шеей нужно за идею. Излишне болтливые персонажи помечаются специальным значком, чтобы ни с кем их не перепутать. Бодренькая озвучка добивает окончательно, хотя актерам, зачитывавшим столь скучные и безликие тексты, тоже надо посочувствовать.
Схватки реализованы, мягко говоря, не очень здорово. Типичный ночной кошмар депрессивного «варкрафтера». Неуправляемая куча — вот единственный способ ведения боевых действий. Похоже, разработчики сами прекрасно видели недостатки боевой системы, и кое-где нас хватают за шкирку, чтобы в буквальном смысле заставить применить базовые тактические приемы. Умный компьютер популярно намекнет, кого и куда нужно поместить, а игроку останется только пригнать положенное количество юнитов и насладиться результатом. Не нравится? Нет проблем! Вызывайте дорогущего титана, побольше тяжелой пехоты и всей оравой атакуйте в лоб. Незачем выбиваться из общего стиля.
AI полудохлый, поэтому его место занимают вездесущие скрипты и поголовный «респаун» врагов. Наступили на триггер — получите партию головорезов, в следующий раз будете внимательнее. Проблема самовоспроизводства в стане неприятеля решена с убийственной гениальностью. Строить полноценную базу виртуальные военачальники не хотят, поскольку в центре вражеского поселения имеется специальный портал, исправно пополняющий армию свежим «мясом». Разносим окружающие домики, в центр деревушки жахает красивая молния, и халява закрывается навеки. Дешево и сердито. Зато теперь вы знаете, почему в игру «забыли» положить любимый многими skirmish-режим, — искусственный интеллект с такими сложностями просто не справится. В виде хоть какого-то утешения скажу, что бойцы, самовольно покинувшие пост ради участия в завязавшейся неподалеку драке, после победы добровольно возвращаются обратно.
Герои активно пользуются преимуществами вполне официального бессмертия. Протагонист вынужден «записываться» на таинственно мерцающих каменюках, а его боевые высокопоставленные соратники в случае гибели почти мгновенно восстанавливаются около специального обелиска. Так и напрашивающаяся идея пройти всю игру в одиночку на практике себя не оправдывает. Опыт, ценное обмундирование — после перерождения все остается с нами, но пока вы приходите в себя и вновь бежите к «месту преступления», количество врагов может удвоиться. Сизифов труд.
Настоящая беда SpellForce — общее однообразие геймплея. От этой напасти игру легко могли спасти интересные нелинейные квесты, но, увы, все «хорошее и вечное» я о них уже рассказал. Суть практически любой миссии сводится к постройке базы, производству армии и нескольким разорительным рейдам на вражескую территорию (одного удара наверняка не хватит). Хождения «по мухи» в одиночку приедаются еще быстрее, ибо процесс курощения злодеев не дотягивает даже до уровня первых «Аллодов» (!).
Неплохо. Даже почти хорошо. Только избавиться от этого «почти» нам вряд ли удастся. SpellForce — обычная среднестатистическая строительно-военная RTS, но с отличной графикой и столь модными в последнее время элементами RPG. Не революционная вещь, хотя затянуть на несколько дней она способна. По нынешним меркам — неплохо. И даже почти хорошо.
P.S. Не удивляйтесь, увидев в галерее скриншотов, прилагающихся к нашей рецензии, иллюстрации, разительно отличающиеся друг от друга по качеству графики. Мы намеренно «отщелкали» несколько кадров на GeForce 4 Ti4600, а остальные — на GeForce 4 МХ 440, дабы вы могли оценить весь спектр возможностей Krass Engine.