Светлая тема

Рецензия на игру Squad Leader

Два года назад им, возможно, не хватило самой малости, чтобы обратить на себя внимание толп потенциальных гудерианов и монтгомери - практически синхронный релиз Commandos все испортил. За эту пару лет они научились грамотно обращаться с техникой, получили распределение по специальностям, обзавелись родственниками в покрытом туманной дымкой Йоркшире или солнечной Флориде и сохранили свой прежний внешний вид. Новое - это хорошо забытое старое?

Умение ничего не делать

Avalon Hill, наверное, даже и не мечтала о массовом идолопоклонничестве компьютерных фанатов в отношении своего культового настольного творения Squad Leader. Вплоть до перехода под необъятное с жутковатой отбрасываемой тенью крыло Hasbro. А Большим Боссам только дай волю, и они компьютеризируют все настольные игры в мире. К сожалению, та часть коллективного мозга игрового кита, что отвечает за логику и целесообразность решений, дала ужасную промашку, - разработку политкорректной РС-версии поручили славным ребятам из Random Games. Славным с тех теплых деньков 1998-го, когда время послеобеденного отдыха и здорового сна стало уходить на составление планов по уничтожению артиллерийской батареи, тщательное изучение карт местности и расчет эффективности применения "Шмайсера" в дальних перестрелках. Вот оно - первое звено в короткой цепочке роковых событий. Далее последовал Chaos Gate, чей модифицированный движок (как чертовски привлекательно это звучит!) пошел в расход на новый проект, импортировать правила которого с незначительной примесью собственных фич не составило никакого труда явно расслабляющимся по полной разработчикам. В результате открывается нирванообразная истина, - Squad Leader в своей прошлой жизни именовался не иначе как Soldiers at War.

Не узнать старого друга - значит обречь себя на безумные муки совести. Вот они, до коликов знакомые ландшафты, угловатые возвышенности и овраги, скрывающиеся за простотой расчерченного на клетки поля. Наблюдаемая невооруженным глазом страсть к мелочам в прорисовке объектов - в аккуратных комнатках аккуратных домиков виднеются настенные панно и книги на полках, а в ограде бывшего фермерского хозяйства можно пересчитать каждую штакетину. Модели техники и слегка уменьшившиеся фигурки бойцов. А изменения? Они страшны, как серьезный Зомбик, и приятны, как пенальти в ворота сборной Франции, одновременно.

Доза благополучия

Упор на отработку профессиональных навыков - открытый шаг в направлении девелоперской добродетели. Требуется поддержка артиллерии? Воспользуйтесь услугами радиста. Командование жаждет увидеть дымящиеся останки подорванных мортир? Это потенциальный "железный крест" для вашего инженера. К числу других специальностей относятся медики, снайперы и лидеры локального масштаба. Начните отсчет от наличия ограничений на соотношение специалистов и пушечного мяса в отряде, и вы получите громадную головоломку уже в одном только отборе кандидатов. Последние, разумеется, насквозь пропитаны индивидуальностью, снабжены краткими сведениями из области личной биографии, разговаривают на родном языке под бравурные марши, имеют предпочтения в вооружении и наделены несколькими параметрами. Далеко не последнее место среди этой шестерки жизненно важных для настоящего воина качеств и чувств занимает мораль или, грубо говоря, степень пофигизма в отношении происходящего на поле брани. Помнится, практически во всех интервью авторы направо и налево разбрасывались хвалебными высказываниями о своей супер-идее (мы упоминали о ней еще в превью) - реакции каждого отдельно взятого солдата на письма из home sweet home. "Дорогой Фриц! Вчера твоя любимая такса отравилась трофейными американскими консервами, что ты прислал нам с последней оказией... Твоя мама". Фриц хватает подвернувшийся под руку фаустпатрон и с перекошенным (наверное) от злобы лицом громит колонну американских грузовиков. "Милый Джек! Я долго думала над твоим предложением, и мой ответ... ДА!!!" Ошалевший от счастья Джек четыре раза кряду промахивается из своей подруги с оптическим прицелом и в конце концов встречается лицом к лицу с маленьким кусочком свинца. Так, по идее, должно быть. Практика же показывает, что получение влекущего за собой негативные эмоции письма вызывает обычное падение морали (или, наоборот, позитивные - повышение), и в бою это практически не мешает. Быть может, потому, что слабонервных с уровнем морали ниже 50 на задание брать просто не рекомендуется.

Так или иначе, принцип вынашивания и оберегания ценных кадров живее всех живых. Конечно, пробелы в squad'ах (1 squad = 5 человек) со временем восполняются зелеными новобранцами, но получить такое пополнение в середине кампании - далеко не самый приятный сюрприз.

Кстати, о кампаниях. Представленные в количестве трех они, разумеется, исключили из своего состава Восточный фронт (как вы знаете, русские принимали во Второй Мировой незначительное участие, но нас обещают "добавить" в каком-нибудь аддоне... вместе с редактором сценариев), но кратковременное пожертвование игровым патриотизмом позволяет оценить их по достоинству. Перед нами великолепное произведение стратегического искусства, сдобренное весьма продуманными миссиями - от удержания ключевых позиций до разгрома вражеской колонны, от диверсии в тылу до уникальной, набитой адреналином под завязку высадки в Нормандии. Приплюсованная сюда возможность командования бронетехникой превращает каждую карту в клочок маленького, но необычайно жесткого конфликта между двумя маленькими, но зверски ненавидящими друг друга армиями.

Ужасы войны. Батальоны просят огня.

Стоит задуматься, не будут ли наши потомки показывать своим детям Squad Leader со словами "вот вам, ребятки, хороший пример того, как надо проводить единую извращенную политику". Hasbro очень хочется, чтобы ее игры покупали не тысячи и не десятки тысяч потенциальных баксоносителей. Всепроникающая политкорректность принесла свои плоды, - здесь, к примеру, нет крови. Совсем. И нам остается только радоваться, что из поверженных фашистов (англичан, американцев) не вытекает что-нибудь зеленое. Этого точно было бы достаточно, чтобы нужные дяди дали игре рейтинг "E".

Дальнейшая деградация затрагивает и оружие. По непонятной причине оно, обладая весьма примитивными параметрами, совсем не стремится заставить нас задумываться хотя бы над ними. Цифровые характеристики, вопреки здравому смыслу, доступны только на экране экипировки, а после боя, когда все нормальные люди немного мародерствуют, приходится действовать по памяти либо бросать тонны металлолома на произвол судьбы. И уж совсем садистским выглядит решение разработчиков отказаться от оружейных поломок - якобы в целях повышения играбельности. Проклятье, что они вообще понимают под словом "война"?

На этом фоне абсолютно неадекватной полагается считать реализацию точечных попаданий, причем не только у людей, но и у техники (хотя мы сами часть, так сказать, тела указать не можем... так, куда пуля долетит). Грузовики, например, подвержены повреждениям двигателя, колес и груза, попаданию в бензобак или водителя. Спрашивается, для кого такие сложности? Впрочем, неограниченный боезапас, допустим, у танка снимает все вопросы.

Авторы, между прочим, в разговорах с прессой неоднократно намекали, что их баллистическая система вполне может идти в сравнение с JA2. Ничего не могу сказать в отношении всяких рикошетов и отскоков гранат, но... Господи, даже в SaW бились стекла! Такое впечатление, что их кто-то заранее аккуратно вырезал и унес в ближайший бункер, чтобы... а черт его знает, зачем он это сделал. Дома, разумеется, по-прежнему стоят нерушимо, как союз свободных республик, лишь зияя огромными дырами в стенах от доброго десятка попаданий кумулятивных. В одной из миссий спрятавшийся за двухэтажным особняком вражеский танк упорно пытался сквозь него зацепить мой "Шерман". Убедившись в бесполезности занятия, он просто выполз на открытую позицию (любимый маневр здешнего противника), где и будет стоять до тех пор, пока его не разберут на сувениры какие-нибудь немецкие пионеры. Хорошая характеристика интеллекту, правда?

Разруха, Филипп Филиппыч

Венчает зачатки хаоса далеко не интуитивный интерфейс, отличающийся от своего собрата из SaW меньшей степенью помех процессу, и тот самый модифицированный движок с разрешением 800х600, спрайтами и 16 битами. На угнетающее однообразие окружающей действительности еще можно закрыть глаза - оно с лихвой окупается действием. Однако ощущение значительного отставания во времени продолжает колоть глаза с назойливостью комара. Нехорошо требовать от TBS оригинальных графических новшеств, но так делать уже нельзя. Страшненькие эффекты, огонь из детских раскрасок, жутчайшие тормоза при крупных скоплениях движущихся объектов и дымовых завесах, и постоянное "залипание" скроллинга - это последний бетонный блок в сооружении под названием склеп. На десерт обратите внимание на анимацию солдат в беге. Параолимпийские игры, не иначе.

Резюме

За вычетом минусов, это то, чего не хватило Soldiers at War для олицетворения собой походового рая на земле два года назад.