Светлая тема

Рецензия на игру Космическая одиссея (2004/I)

Борьба за независимость

Если бы трое участников команды MoonPod были музыкантами, ее по праву называли бы супергруппой: суммарный опыт разработчиков превышает 20 лет, а в их послужном списке значатся Gun Metal, Soulbringer, Totaled! и т. д. Но, видимо, участие в создании крупных проектов не удовлетворило творческих амбиций: собравшись вместе, программисты Марк Фезерстоун (Mark Featherstone) и Даррен Гриффитс (Darren Griffiths) и художник Ник Типпинг (Nick Tipping) решили основать независимую компанию, дабы заняться выделкой оригинальных игр, основанных, цитирую, «на чистом геймплее и леденящем кровь действии».

Их первенец, Starscape, был закончен в кратчайшие сроки — примерно за девять месяцев. Удивительно, но при таком небольшом цикле силами трех человек на свет появилась свежая, захватывающая вещь, добротный сплав классического геймплея и оригинальных нововведений. Незамысловатая, на первый взгляд, космическая аркада увлекает с первых минут и не отпускает до самой главной победы над Финальным Боссом. Только после нее, смахнув усталой рукой пот со лба, можно оглянуться назад и задуматься: что же меня так зацепило?

Космическая одиссея

Starscape — это гармоничное сочетание традиционности и новизны. Красочный аркадный «shoot'em'up» вдруг обзавелся сюжетом на уровне голливудского блокбастера (комплимент это или нет, решайте сами). Идея необязательная, но реализация ее привычна, проверена временем и профессиональна.

Предыстория нехитрая. Новейшая космическая станция Aegis во время испытательного перелета терпит аварию из-за вмешательства биомеханической расы Archnid и попадает в незнакомый уголок Вселенной. Пространственный двигатель, сердце корабля, разрушен и потерян, эскорт и большая часть команды разбросаны в глубинах космоса, надежда на возвращение кажется призрачной… И тут в дело вступаем мы — единственное средство защиты и развития станции, ее последний шанс вернуться домой.

Сколько вариаций у этой истории, никто толком не знает. Тема возвращения домой через полную опасностей неизвестность — распространенный и практически безошибочный ход с глубокими литературными и психологическими корнями. Сторилайн Starscape даже не пытается казаться оригинальным, но такая откровенность только делает ему честь; не впадая в нескромный пафос, рассказ захватывает и приятно разнообразит процесс.

Гравицаппа

Впрочем, в игре еще немало приятных сторон. Стены Aegis’а делят ее на две очень разные части: за пределами станции царит бесшабашное аркадное буйство, внутри же сохраняется деловитое стратегическое спокойствие.

До высот настоящих стратегий Starscape, конечно же, и не пытается дотянуться, но имеющиеся элементы микроменеджмента — несомненный и немалый плюс. На станции мы заведуем всем, от навигации и научных исследований до создания и размещения нового оборудования. Крошечный кораблик, с которого все начинается, малопригоден для побед над серьезным противником, поэтому волей-неволей приходится заниматься изучением новых технологий.

Путешествие по враждебному космосу осуществляется при помощи системы связанных друг с другом пространственных «точек». Остроумные авторы назвали ее просто и емко: Сеть (Grid). Всего таких Сетей пять, и переход к следующей возможен только после успешной битвы с очередным Боссом. За нелегкую победу над ним выдается очередная часть гипердрайва.

За штурвалом истребителя начинается вторая, аркадная часть. Жизненно необходимых ресурсов (расходуются на ремонт, постройку и исследования) в игре три; отличаются они разве что цветом, а добываются одинаково — расстрелом астероидов. Занятие не из веселых, но необходимое: во-первых, для себя, а во-вторых, чтобы врагам не досталось. Да-да, неприятель пользуется теми же ресурсами, его mining barges — своеобразные мини-боссы Сети, одолеть их трудно, но оно того стоит.

Драться приходится много. Враги, зачастую проигрывая в качестве, всегда превосходят в количестве, появляются группами и бесстрашно гибнут в огне бластеров и взрывах ракет. В бою — никаких нововведений, лишь отточенный годами геймплей: лавирование между астероидами и минами, маневры вокруг вражеской армады, вспышки энергии и застывший на гашетке палец… И, конечно же, никакого сохранения игры в космосе. Приходится приучаться ценить себя и свой корабль, вовремя скрываясь в чреве Aegis’а — починиться, пополнить запас ракет или попросту сбежать.

Золотая середина

Больше всего удивляет и радует в Starscape почти полное отсутствие всего лишнего. Добавив в аркаду нестандартные элементы, разработчики умудрились освежить знакомый с детства жанр, избежав ненужного усложнения, не ударившись в самолюбование и занудство. Баланс соблюден практически идеально: унылая добыча ресурсов разбавляется частыми боями, однообразные перелеты вдруг оборачиваются неожиданными открытиями, своевременные сюжетные вставки не дают заскучать, но и не вгоняют в сон излишней назойливостью. Внешне игра тоже очень хороша: картинка яркая, красочная и очень приятная для глаз; единственный минус — безнадежно устаревшее разрешение 640x480. Мультипликационные вставки неплохо определяют стиль, а множество забавных условностей (вроде номенклатуры ресурсов, апгрейдов и т. п.) поддерживают ироничную атмосферу, которой так недостает многим современным хитам. Разумеется, сказался профессионализм коллектива: в отличие от многих «независимых» проектов, в Starscape мне не встретилось ни единой ошибки.

С другой стороны, Moonpod ощутимо не хватает писателя и композитора; музыка раздражает, а диалоги, подчас не в меру сухие и безликие, совершенно не подходят ярким, симпатично нарисованным персонажам. Отсутствие поддержки мыши тоже мешает наслаждаться жизнью, поскольку интерфейс космической станции богат на вложенные меню, и перемещаться по ним с помощью клавиатуры неудобно и долго. Наконец, чертовски жаль, что нет мультиплеера.

Правда, если проект окажется успешным, разработчики обещают заняться продолжением, в котором будет и многопользовательский режим, и поддержка модификаций, и вообще все-все…

* * *

По-видимому, будущее Starscape зависит теперь только от нас. В игровой индустрии благодарность принято выражать дензнаками; право же, $25 — не слишком уж большая плата за такое удовольствие. Хотя лучше все-таки один раз увидеть. Демо-версию можно найти на официальном сайте. Скачайте и попробуйте. Жалеть не придется.