Светлая тема

Рецензия на игру Still Life 2

Как относиться к компании, которая, начав разработку, бросила проект на полуслове, потом мимоходом подарила миру его «сестричку», своевременно передав на попечительство, и теперь активно пожинает с этого плоды? Да, всякие бывают обстоятельства; банкроту тяжело встать на ноги и обеспечить «дочери» нормальное существование. Однако когда яблоко и яблоня безмерно далеки друг от друга и буквально говорят на разных языках, кроме биологической связи на ум ничего и не приходит. Общество (по крайней мере, ту его часть, что не разучилась доверять своим глазам) не обманешь показушными вздохами о «любимом чаде» и неподкупной пресс-пропагандой. А фанаты — что ура-патриоты: кричат о «счастливом возвращении», не заботясь о последствиях, ибо поддерживать производителя надо независимо от результата. Вот и вырастают дети невесть во что. Доколе?!..

Матершинство

Впрочем, злободневная лирика пускай идет на корм либеральным СМИ. Microids поступила честно, поставив жирную, масляную точку в злоключениях Вики. Правда, анонс Syberia Life 3 немедленно свел все благородство к привычным коммерческим материям, ну да ладно. В нынешних условиях иные и не так раскорячатся — уцелеть бы. Настоящий сериальный порок описан выше. Вкратце: не то! Из симпатичного, неглупого триллера Still Life деградировала в унылую, преисполненную неуместного пафоса молодежную страшилку. Это уже диагноз, и дружба с «Пилами» только усугубляет его. Молодежная страшилка без юмора и с чувством собственного достоинства — едва ли не худшее, что может прийти в человеческую голову. А веселится тут один лишь Палач, и то изредка.

Наше прозорливое превью довольно точно обрисовало картину пораженческих настроений, царящих в трехмерном мире. Ключевые для восприятия моменты игроку показывают в первые час-полтора, чтобы затем с чистым сердцем заездить их до дыр, яро прокручивая удачные (с авторской колокольни) находки снова и снова. Если с графикой все сразу стало ясно, то магическое заклинание «не ею единой», увы, не сработало. Ролики, конечно, хороши, и поскольку накал страстей зачастую приходится именно на них, то определенная доля драматургии есть. Стильные самосожжения и массовая резня в сопровождении жестокой музыки приободряют, несмотря на очевидную вторичность. Динамизма, красочных планов хватает с лихвой.

Предугадываемые сюжетные ходы неоднократно были опробованы режиссерами и «папами» survival horror, от чьих лавров GameCo Studios геройски открестилась (чтобы не линчевали). В смысле, действительно выживать здесь придется несколько раз, да еще и при включенном таймере. Не успели отыскать противоядие или обезвредить бомбу — бегом назад, к «сейву». Причем время в основном уходит не на тщательное обдумывание плевых пазлов, а на работу с клетчатым инвентарем и распределением вещичек по карманам, шкафам и сундукам. Места для засовывания предметов обозначены соответствующим значком, и ближе к развязке мотание между ними приобретает шизофренический характер. Ничего не поделать — они, наряду со сбором улик вездесущим ЛАМПом и подбором паролей для парочки компьютеров, составляют примерно 80% «интеллектуального» наполнения адвенчуры. Остальные 20% отведены под незатейливые шалости с загадками и обход территории с металлоискателем. Те пятнадцать соток, что выделены на приключение, и «угодьями»-то не назовешь.

Хэллоу, Вик

Странная страна — Франция. Для ужасов там видят два исхода: либо жалкая голливудская калька, либо нечто абстрактно-болезненное, нарочито красивое и далекое от зрителя. До последних минут не угасала надежда на второе. Пусть камерное, пусть про маньяка, главное — осмысленное. В итоге получили плаксивую мелодраму про бедных девочек, угнетаемых злыми мальчиками. Феминизм, который долгие годы раздували активные последователи The Longest Journey, достиг критической отметки и вырвал бразды правления у ларри с габриелями. И безрассудная журналистка, и шеф ФБР, и поселковый шериф представлены сплошь «юбками да губками», тогда как за личинами подонков скрываются двуличные сэры. Грядет, грядет матриархат.

Что, понятно, не помешало чисто женским интрижкам и склокам, иначе и со скуки помереть недолго. Хмурая, побитая жизнью Макферсон временами окунается в прошлое, т.е. в 2005 год, и пятиминутные флэшбеки подвязывают бантиком оборванные концы первой части. Особой игровой ценности они не имеют и оставляют место позерским исповедям. Хотя для обезумевшего в застенках детектива подобная лазейка только в радость. Домик посреди лесной чащи излазят вдоль и поперек, потайные катакомбы и пыточные вылижут языком до янтарного блеска, из них выжмут все возможные секреты с трупами. И ради чего? Ради пяти важных улик да финальных баталий под неизменное тиканье секундной стрелки? Пересказ событий легко уложить в одно слово — кружим. А дальше:

1. Вика берет след, Палома бежит из заключения;
2. Вика теряет след, Палому возвращают в клетку.

И так — на протяжении пары вечеров. Кисло-кичливые уловки Палача и коллекционирование образцов крови/ДНК столь же скучны, сколь и бессмысленны. Тут вообще многое приплели без шибкой на то надобности. Эпическое распределение подножного мусора по ячейкам, невнятные навыки владения пистолетом/отмычкой/аптечкой, никак не развивающиеся в процессе, самоназванивающий смартфон, плюс два варианта развязки оттягивают час расплаты из последних сил. В психологических триллерах иногда не грех пораскинуть головой, что неведомо сценаристам Still Life 2.

Санта Клаустрофобия

Жалко. Жалко выброшенный на ветер сюжет, жалко симпатягу Викторию, павшую жертвой испорченного характера и утраченной иронии. Зловещий душок нередко прокатывается эхом по зданию и его окрестностям, отдается в ушах потусторонними покашливаниями, скрипом половиц и прочей какофонией звуков, но искусственность интриги слишком уж очевидна. Весь этот поучительный некролог о разбитых судьбах и отголосках прошлого тонет в пошлейших штампах с редкими проблесками фантазии. Поучайте лучше ваших паучат.