Светлая тема

Рецензия на игру Stormrise

«От создателей Medieval 2: Total War и Medieval 2: Total War — Kingdoms» — согласитесь, здорово звучит. Да и положение обязывает. Настораживает лишь концепция Stormrise — не глобальная историческая «зачистка» (с дефицитной нынче приставкой «PC only»), а скромная научно-популярная RTS для консолей. Не слишком ли резкий разворот?

После конца

Первые же кадры посеяли зерна сомнения — не каждая игра предлагает столько глупых постапокалиптических штампов. Кошмарная техногенная катастрофа навсегда изменила облик Земли. Попытка накрыть планету защитным энергетическим полем закончилась грандиозным провалом. Крошечная ошибка в расчетах спровоцировала цепную реакцию. Природа взбунтовалась, смертоносные ураганы и землетрясения накрыли целые регионы. Поняв необратимость происходящего, правительства ведущих стран собрали последние силы погибающего мира для строительства подземных убежищ. Никто и не думал спасать миллиарды жизней. Билет в завтрашний день достался единицам, входившим в политическую, военную и финансовую элиту. За бронированными дверьми счастливчиков ждал криогенный сон, и обреченные на смерть неудачники их не заботили.

Шло время, черные столетия сменяли друг друга. Вопреки прогнозам пессимистов, человечество не исчезло — на руинах мегаполисов зародилась новая цивилизация. Вчерашние клерки и разносчики пиццы отрастили дополнительные конечности, научились дышать отравленным воздухом и приобрели выдающиеся экстрасенсорные способности. Неизменна лишь ненависть к тем, кто бросил их на произвол судьбы, а теперь опять претендует на власть. У проснувшихся «предков» свои представления об идеальном обществе. Мутанты обладают разумом, однако они давно перестали быть людьми, и потому подлежат уничтожению наравне с прочими порождениями хаоса. Нашего героя разморозили уже после начала полномасштабного вооруженного конфликта. Успешные рейды подтвердили, что многовековое забвение не сказалось на навыках боевого офицера. Но чей голос постоянно раздается у него в голове? Зачем эта женщина оберегает его? И о каком предназначении говорит?

Сплошные загадки. Оставим неуклюжие заимствования из WorldShift и Supreme Commander на совести сценаристов и поговорим об управлении. Интерфейс Stormrise, как и в Tom Clancy's EndWar, «заточен» прежде всего под геймпад. Забудьте о свободе — камера привязана к юнитам. Чтобы выделить отряд, необходимо зажать правую кнопку и долго елозить мышкой по столу, раскручивая полоску-указатель. Навел на значок, отпустил — и вот виртуальный оператор порхает над футуристическим спецназовцем или гигантским роботом-ходуном. Следующий щелчок — подчиненный потрусил к отмеченной точке. Вроде все просто, но попробуйте сладить хотя бы с десятком головорезов. Лучше сразу повеситься (непрямое управление в зоне видимости не выручает). Да, при желании можно приспособиться к чему угодно: есть суп, держа ложку левой ногой, носить брюки задом наперед или разговаривать с друзьями морзянкой. Только не нужно утверждать, что так удобнее. 20+ часов игры не избавили меня от ощущения, будто я участвую в дурацком эксперименте.

Для владельцев РС-версии не предусмотрено поблажек. Конечно, спасибо за возможность вешать отряды на цифры клавиатуры… Почему же не пошли дальше? Скажем, увеличили бы количество «горячих клавиш», сделали трехмерную «голографическую» карту чуть функциональнее, вылечили систему сохранения. Беспричинные «тормоза» — следствие бездумного портирования. При посредственной по нынешним меркам графике Stormrise с легкостью ставит на колени среднестатистический компьютер и требует Windows Vista. Зато тут есть настоящая многоэтажность — то, чего лишено подавляющее большинство современных стратегий. Ну, теория-то прекрасна. Снайперы — на крышу, обычная пехота — в расщелины, танки — посередке… Увы, на самом деле десантироваться с тучки нельзя, а небоскребы заперты амбарными замками. Даже если вам удалось обнаружить подходящую высотку, не спешите бить в набат. Урезанные характеристики и непредсказуемый «field of fire» на корню рубят тактику.

Приходится довольствоваться перепадами высот и двухъярусными дорогами. Собственную колею не проложить — физики и разрушений нет. И нормального баланса — тоже. Разномастные солдатики, тяжелая техника и бесполезные «леталки» дохнут одинаково быстро. Игровая экономика основана на захвате и модернизации командных точек (как в Warhammer 40.000: Dawn of War, Company of Heroes и т. п.). Покупаем роботизированную турель и энергощит, наливаем чашечку травяного чая и расслабляемся. Чудесное сооружение перемалывает вражеские орды не хуже камнедробилки. Миссия мгновенно перерастает в войну периметров. Захватил — укрепился, захватил — укрепился. Потери не имеют значения. Оккупированная точка представляет собой неиссякаемый источник «валюты» и позволяет в считанные минуты восстановить покошенную неприятелем армию.

Главное — дойти. Ужасный «pathfinding» превращает прогулку по пересеченной местности в пытку. Чтобы уменьшить головную боль, можно объединять подчиненных в отряды. Но выбрать напарников не дают — AI равнодушно пихает в одну кучу скоростные багги и неповоротливых бугаев со станковыми пулеметами. Двигаться по узким заваленным мусором улочкам невероятно сложно. Несколько смельчаков устремляются вперед, кто-то начинает искать обходные пути, бегать по кругу или грустно таранить стену. В тараканью возню затесалась техника? Советую сразу попрощаться с придурками и нарожать новых. Солдаты будущего вообще крайне странно реагируют на команды. Приказ атаковать в их понимании означает «подбежать вплотную к цели и открыть огонь». Спецвозможности реализованы не лучше. Снайперы мастерски бросаются взрывчаткой, что незаменимо при штурме укреплений. Жаль, радиус действия маловат. Если вы активировали умение раньше времени, ничего не произойдет, но использование будет засчитано.

И неудивительно, что мультиплеер пустует — спустя три недели после премьеры в десятке «лидеров» сидят игроки с 1-2 завершенными матчами. По непонятным причинам авторы отказались от привычного списка серверов, заменив его автоматическим поиском соперника (можно прождать весь вечер и уйти ни с чем). Ну, предположим, вам повезло — битва началась. Пехота наступает, пушки стреляют, враг скрежещет зубами… и тут игра внезапно вылетает в меню, сбрасывая честно заработанные очки. Красота!

* * *

Скидки на молодость и отсутствие опыта неуместны. The Creative Assembly Australia — не какие-нибудь безрукие аутсорсеры. В работе над Medieval 2 австралийцы еще не могли обойтись без помощи коллег из Старого Света, но дополнение Kingdoms, получившее немало положительных отзывов, — их самостоятельный проект. Поэтому Stormrise не очередной серенький RTS-клон, а полный крах. Мощнейший удар по кошельку и репутации компании.