Светлая тема

Рецензия на игру Stratajong

История логических игр, созданных хомо сапиенсами, насчитывает уже несколько десятков столетий. В любое время, в независимости от эпохи, уровня развития науки или техники, человек всегда искал все новые способы расшевелить свое серое вещество. Жители Древнего Востока, в силу многих особенностей своего бытия, в этом занятии оставили наиболее глубокий след. Бесспорно, придуманное ими количество логических игр перевешивает все то, что могут противопоставить в этой области другие народности. Ну, а у нас в стране наиболее популярны две работы древних мудрецов: шахматы и шашки; другие умственные тренажеры как-то не в ходу.

Маджонг

…тому наглядный пример. Эта древняя, традиционная и очень азартная игра районов Китая и Японии имеет свою насыщенную историю и глубокие народные корни. В давние времена у маджонга было много поклонников; в него играли все, от императоров до простолюдинов. А поскольку игра, как правило, шла на деньги, то в основном бедноту и привлекала возможность крупного выигрыша. Вероятность пролететь, однако, была ничуть не меньше, что, в общем, только подогревало постоянный интерес для четверки участников.

Определенная тяга к игре сохранилась и поныне. На просторах все того же Интернета любой желающий может найти оригинальный маджонг; но помимо этого легко встретить десятки его различных вариаций, где иначе толкуются правила, либо изменен смысл игры. Об одном из таких ремейков, Stratajong’е, мы сегодня и поговорим.

Rules & Features

Для начала несколько слов об игровом поле. Стандартное, оно может быть размером как 5х5, так и 7х6, 9х8, 10х10 или даже 14х10 клеток. Главное то, что сохраняется симметрия составных элементов. К ним относятся, в первую очередь, дороги (клетки обозначены красным цветом), по которой фишки могут перемещаться более чем на одну позицию, вплоть до прохождения всей длины целиком. По обычной клетке любая фишка может за 1 ход двинуться на одну клетку в любую сторону по горизонтали или вертикали. Еще есть так называемые Safe Spot (белые), то есть клетки, вступив на которые, фишка не может быть атакована врагом (в игре они имеют очень важное значение). И последний тип - Blocked Spot - заблокированная клетка; обычно она находится на дороге, и для ее преодоления требуется потратить один лишний ход. Переходим к фишкам.

Обычные фишки размечены числами по своему старшинству, то бишь силе. Наша “двойка” может уничтожить вражескую “единицу”, а “шестерка” противника, - наши “пятерку”, “четверку”, и так далее до “единицы”. В свою очередь, наша “девятка”, самая старшая из обычных фишек, может уничтожить любую обычную фишку врага за исключением такой же “девятки”, поскольку, в случае столкновения равносильных фишек, обе они исчезают, а клетка, на которой производилась атака, - освобождается. Точно так же дело обстоит и с остальными равнозначными фишками.

В игре принимают участие двое. Фишки обоих игроков произвольным образом размещаются на поле (кроме клеток Safe Spot) и переворачиваются лицевой стороной вниз, так что их числовое значение изначально скрыто. Поначалу участники открывают некоторые фишки и занимают выгодные позиции. За один ход можно перевернуть одну любую фишку на поле или совершить перемещение. Элемент неожиданности как раз и состоит в том, что фишки распределены по полю произвольно, и за свой ход запросто можно случайно открыть фишку противника, что подчас тактически невыгодно, а иной раз и фатально.

Непосредственной целью является захват главной фишки врага - “Города”. “Город” не может перемещаться по полю, вследствие чего очень уязвим. Он располагается только на обычных клетках, кроме дорог. Захватить его реально с помощью самой младшей фишки (см. выше), но только тогда, когда уничтожены все “ключи” от него. “Ключ” - тоже фишка, так же не может перемещаться по полю и располагаться на дороге. Его погибель - либо “единица”, либо “бомба” (это еще одна разновидность фишек, которая уничтожает абсолютно любую фишку противника, при этом тоже ликвидируясь).

Из всего вышесказанного вырисовывается некая стратегическая последовательность действий: сначала уничтожаем “ключи”, а уже потом захватываем “город”. Из-за этого приоритеты в нападении получаются такими: в первую очередь нацеливаемся на “бомбы” и “единицы” и стараемся допустить как можно меньше потерь со своей стороны. Однако, как это часто бывает, далеко не всегда удается сохранить свои ударные силы. Как захватывать “город” тогда? Именно для этого случая предусмотрено еще одно правило: победа засчитывается в том случае, если у противника не остается подвижных фишек.

Эксперименты

Настройки одиночной игры позволяют менять как размер поля, так и содержание фишек игроков на нем. Это, надо думать, сделано в интересах ярых энтузиастов, поскольку пять сбалансированных комбинаций на любой вкус уже имеются. Есть генератор произвольных полей, но баланса сил оппонентов в таком случае добиться намного сложнее.

Имеется три традиционных уровня сложности. Причем, если на easy и medium компьютер просто и шустро (реже - осознанно) двигает фишки, и победить его столь же просто, как и сделать первый ход, то на высшем пилотаже ИИ демонстрирует сплошные чудеса долгодумия. Поставив режим expert и поле 10х10, я наивно полагал, что встречу хотя бы зачатки интеллекта, но… долгие минуты размышлений этого сборища хитрых алгоритмов над первым (!) ходом (а ведь он самый простой!!!) отбили всякое желание продолжать дальше.

Всё остальное, вместе взятое

Если вот на этом самом месте размещалось бы окончание обзора, игра явно заслуживала бы… не более 3-х баллов. Настоящий рейтинг, однако, выше почти на три позиции, что отнюдь не просто так.

Полноценный мультиплеер - это то, без чего логическая игра не получит массового распространения. Разработчики, разумеется, в курсе выгодной стороны, ибо Stratajong имеет массу видов многопользовательской игры. Подзовите к монитору брата или соседа, - и у вас уже есть отличный соперник, с которым будет ИНТЕРЕСНО играть благодаря старому доброму Hot seat. Договорившись с приятелем, поиграйте по сети или через Интернет, - и вы приятно потренируете свою сообразительность. Для особо занятых личностей предусмотрен PBEM. Более того, всегда есть возможность сохраниться и даже воспроизвести матч. А в целом, что еще нужно любителям настолок, пусть и портированных на PC? Графика? Она достаточно хороша, хотя и проста. Музыка? Не мешает думать и не обращает на себя особого внимания. Интерфейс? Удобен и прост.

Ну так как?

А вот как: сие произведение идеально подходит сторонникам логических игр. Понравится как любителю реверси, так и поклоннику шахмат. Не преобладающий, но все же значительный элемент случайности разнообразит игровой процесс от поединка к поединку. При этом очень важным и нужным остается стратегический элемент; в схватке с логично мыслящим оппонентом все время приходится просчитывать возможные действия на несколько ходов вперед. Азарт маджонга здесь заменен чистой стратегией и точным расчетом. Любителям логики посвящается…