Светлая тема

Рецензия на игру Street Fighter 4

За последние десять лет файтинги на РС превратились в некое подобие «бедного родственника». Законодатели мод в виртуальных единоборствах — надменный Tekken, эксцентричный Soul Calibur и брутальный Mortal Kombat — замечательно чувствуют себя на консолях, в то время как «персоналки» служат пристанищем лишь люмпенов и маргиналов – различных «Питерских боев без правил», «Мести боксера» и Bikini Karate Babes. На фоне столь печальных тенденций мультиплатформенный релиз Street Fighter 4 – серьезный повод для радости.

Месть каратиста. Токийский криминалитет.

SF 4 пожаловал на РС не с пустыми руками. Он может похвастаться поддержкой высоких разрешений, полноценными видеонастройками и тремя шейдерными фильтрами («чернила», «акварель» и «плакатный стиль»), придающими картинке дополнительный шарм. Правда, без современного железа о таких прелестях лучше и не мечтать. Зато с оптимизацией на сей раз порядок. Capcom перестала доверять портирование кустарям вроде Sourcenext, и SF 4 не страдает беспричинными «тормозами», графическими «багами» и другими врожденными дефектами (управление – особый разговор).

Хронологически события четвертой части разворачиваются между Super Street Fighter 2 Turbo и Street Fighter 3. Из 25 «уличных бойцов» четверо (не считая босса) – дебютанты. Это американская шпионка в напичканном электроникой боевом костюме, буйнопомешанный мексиканский лучадор, шарообразный байкер и «парень-потерявший-память», который и по улице разгуливает в борцовской экипировке. Воистину, типажами творение Capcom повергнет в шок далекого от японской мультипликации зрителя.

Враги сожгли родное додзё

О мотивации героев известно крайне мало. Для каждого предусмотрен чудовищный вступительный ролик длиной менее минуты (и примерно такой же в финале) и одна совсем уж коротенькая сценка на движке. Обилие шуток, иногда вполне удачных, неспособно облагородить сюжетные огрызки. Переводчиков тоже ничто не вдохновляло, поэтому качество русской локализации, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Прилично сэкономив на внятном повествовании, Capcom не пожалела сил на сами поединки. SF 4 – двумерный файтинг, близкий по духу второй части, но исполненный в 3D. Популярный нынче cel-shading прекрасно передал фирменный «мультяшный» стиль сериала. На сочные текстуры и богатую анимацию любо-дорого смотреть, новые фильтры успешно скрывают немногочисленные огрехи, оператор с наслаждением смакует феерические ультракомбо и головокружительные броски. А какие тут арены! Без разницы, где проходит схватка – на залитой солнцем взлетной полосе в Африке, в непролазных джунглях Амазонки или трущобах Восточной Азии. «Задники» настолько хороши, что так и норовят отвлечь внимание от боя.

10 сталинских ударов

А расслабляться нельзя, ведь AI по-настоящему жесток. Уже на «Medium» третий или четвертый противник может уверенно преградить путь к финалу. Соперник не прощает ошибок, с удовольствием «угощает» сериями из 12-15 ударов, ловко защищается и контратакует. Выстоять можно, лишь отвечая тем же самым – отточенной тактикой и заученными ультра- и суперкомбо. Хотя это вовсе не так просто. Далеко не всеми персонажами комфортно управлять «стрелочками» – в основном для легкого и приятного выписывания кругов и зигзагов нужен специальный fightpad.

Тяготеющая к классике игровая формула SF 4 вознаграждает терпеливых и стойких. Для победы порой недостаточно вызубрить нужные комбинации кнопок. Тонкий расчет не менее важен, и необычная система парирования — тому подтверждение. Каждый боец по-своему оригинален. Одни полагаются на скорость и мобильность; другие, кто помедленнее и повнушительнее, предпочитают сокращать дистанцию и проводить захваты; третьи любят держать противника на расстоянии дальнобойными атаками. Единственное, что огорчает в этом разнообразии, – отдельные участники турнира выглядят явными фаворитами.

«Дыры» в балансе особенно заметны в мультиплеере. После нескольких часов сетевых дуэлей у вас наверняка возникнет ощущение, будто в игру забыли включить кого-то помимо Кена и Рю, двух культовых фигур серии. И дело не только в узнаваемости — их приемы и комбо очень удобно выполнять на клавиатуре. К сожалению, многим повезло куда меньше, и незаслуженного забвения им не миновать.

* * *

Несомненно лучший файтинг на РС со времен Guilty Gear XX #Reload. Но какова ирония: сейчас Street Fighter 4 соседствует с признанным трэшем и условно-бесплатными проектами. Вместе с тем, крепкий застой в жанре никак не умаляет заслуг Capcom, которой удалось создать красивый и динамичный боевик с хорошей музыкой и интересными поединками.