Светлая тема

Рецензия на игру Super Huey 3

Ведь главное знаю отлично я,
Как они произносятся,
Но что-то весьма неприличное
На язык ко мне просится...
(Владимир Семенович)

Возле городу Пекину ходят-бродят хунвейбины; редкостный, я бы даже сказал редкостно-уникальный случай, когда содержание совпадает с формой. Ну, поглядишь на иной отстой, - как только себя и не назовет: «Лазурные берега», «Полуночные гонки», «Сломанные Земли», одно поэтичнее другого, названия как будто сошли прямо со страниц Байрона или еще какого Михаила Юрьевича… А здесь так бам - с места и прямо в лоб: Супер Хуей. Ну что тут скажешь?

Ночевала тучка под забором…

Так уж исторически сложилось, что аркадные авиасимуляторы в родных палестинах называют леталками, моделирующими полет, естественно, самолетушек. С вертолетными симуляторами было всегда сложней, только относительно недавно сформировались готовые названия - вертолеталка и, соответственно, тырчик. Тырчик - это потому что летит и тырчит. Если тырчит - значит тырчик. Железная логика.

История тырчиков на PC настолько бедна, что не заслуживает никакого упоминания, потому что даже самые яркие ее представители были портированы с гнуснейших приставок. Desert (а позднее Jungle и Soviet) Strike - с SEGA, Thunderhawk в обеих своих инкарнациях - c PSX, даже либеральный Seek & Destroy тоже слизали с какой-то 16-битной бестии. Единственным молодцом на общем фоне держались предки нашего сегодняшнего гостя - Super Huey 1 и 2, которые сто пятьдесят лет назад вышли на Commodore 64, считались «серьезными симуляционными играми» и благополучно канули в лету, не оставив даже ностальгирующих по себе фанатов. Хотя кто знает, может, сидит сейчас какой-нибудь Петя Петечкин в далеком Краснокутском районном центре и играет во всякие команчи-апачи в надежде выискать среди них своего давнишнего любимчика. Представляете, какой будет сурпрыз от Cosmi: со старым именем да на новый лад, с поддержкой акселераторов и стереозвуком?.. Помните историю с внезапно воскресшей на PC Battlezone? Так вот сегодня совершенно наоборот.

На холмах Грузии

Первое, что несказанно удивляет еще в заставке - исключительная кособокость шрифта, торчащие из самых непотребных мест пиксели и ужасная, коммодорская музыка, комариный оркестр с цикадным дирижером. Завершающим аккордом где-то из глубины экрана выплыл фиолетовый логотип псевдографики, который, дабы не растрачивать впустую красноречия, ваш покорный, полагаясь на свои скромные художественные возможности, попытался повторить:

===----|----=== ---------------- ==--|--== / |______| \__________/ / \________|_______________/ | | OO OO

Самое смешное, что этот неумелый образчик концепт-арта как нельзя точно отражает внутреннее содержание программного продукта, именуемого Super Huey 3. Игра обладает графическим движком, пределом мечтаний для которого остаются любые разрешения выше 640х480х16, при этом дружески (recommended) относится к акселератору Voodoo 3 (!), совершенно не умеет делать даже элементарный blur и mipmapping (!!), и при этом, сверяясь с мануалем, хочет для нормальной работы P-500 128 (!!!). Вот уж где чудо из чудес. Взрывы выглядят настолько ужасно, что самопроизвольно вспоминаются ужасы из серии «Пишем Wolfenstein 3D сами», а чахлые деревца в округе представляют собой пару обычных положенных крест-накрест спрайтов. На этом фоне некие довольно приятственные световые эффекты вроде летящей над землей ракеты или «плюхов» от пуль выглядят чуть ли не шокирующе, тем более что вся внешняя обстановка, от ортодоксальных избушек до вражеской бронетехники, выглядит как юбилейная выставка кубистов-нумизистов в глухом савейском подполье.

Демон

Геймплей же, или, по-нашему, «процесс соития» старомоден и клиширован донельзя. Тот же Thunderhawk 2 из далекого 96-го представлял куда больше возможностей для разнообразия. Одну миссию от другой отличает лишь текущая раскраска нашего геликоптера, от ядовито-зеленой до бордово-красной. Ассортимент камер широк, но совершенно нефункционален, ибо они совершенно не рассчитаны на отображение приборов или перекрестия прицела. Искупающий же кокпит или, вернее сказать, вид из кабины, неудобен настолько, что хочется в отчаянии откусить мышиный провод, потому что джойстик пришлось оставить с самого начала из-за оригинальнейшей реализации его управления (ручку на себя - это «вперед», каково?).

Противники не блещут оригинальностью - танки, самоходные установки, БТР, вражеские вертолеты иссиня-черных раскрасок. Оружие отГОСТированно под самый корешок: есть пистолет (именно, по крайней мере, так оно изображено в окошке управления), есть пулемет, есть несколько самонаводящихся ракет и еще есть нечто, что я идентифицировал как «голова в фуражке», на поверку оказавшееся авиабомбами. Причем бросаются эти бомбы презабавно, прямо с высоты десяти метров, выше которой наш тырчик даже не думает подниматься. Взорванные нефтяные баки подымают в воздух высокий столб пламени, сквозь которое вертолет пролетает аки злодей-терминатор… Идущий по дороге конвой заезжает за границу карты и весело постреливает из зоны вне нашей досягаемости… В одной из начальных миссий требовалось уничтожить межконтинентальную ядерную ракету, которая выдержала семь прямых залпов из воздух-воздух…

Подлый выстрел Мартынова

В общих чертах, вы понимаете, игра порождает просто обломовские приступы вселенской скуки и вгоняет в длительный меланхолический ступор. Ходят слухи, что начинающие игро-люди, с неокрепшим уровнем психики, могут навсегда оставить электронные развлечения, если первое, что они увидят, будет Super Huey.

Говорят даже, что якобы Зомбик якобы зарабатывает колоссальные суммы, излечивая этих несчастных жесткой Dreamcast-терапией, но это, конечно же, неправда…