Светлая тема

Рецензия на игру Superhero Sports Basketball

Что получится, если скрестить какой-нибудь вид спорта и элементы файтинга? Услужливая память подсказывает лишь одну «гибридную» игрушку - Hypertron, представлявшую собой чрезвычайно резвую помесь хоккея и сумасшедшей драки, где хоккеисты с клюшками наголо носились по чашеобразным аренам и пытались забить мяч, попутно покалечив противника. В общем, воспоминания остались самые приятные. Чего не скажешь о Superhero Sports Basketball, идеологически близком художестве от компании Farbase Interactive.

Назад в прошлое

Складывается впечатление, будто авторов лет десять назад засунули в криогенную ванну и только теперь выпустили. А они, сдув пыль со «свежих наработок», мгновенно решили подарить миру очередной шедевр.

Представьте себе симулятор баскетбола. NBA Live 2001? Берите дальше, в глубину веков. NBA Live 2000? Не смешите. Возьмем-ка лучше абстрактный баскетбольный сим начала 90-х. Прибавим к нему более-менее сносную графику (1994) и попытаемся хорошенько поработать с фантазией, дабы игра отличалась хоть какой-то оригинальностью. На ум разработчикам, например, пришел Street Fighter (или его аналог)…

В «стартовый» ассортимент входят 9 «героев». Выбор персонажа напоминает незабвенный Mortal Kombat - курсором водим по окошкам, в которых «сидят» всевозможные рожи. Определились? Справа от портрета появляется фигура обладателя физиономии, вращаясь вокруг своей оси, как автомобиль на выставке. Первый же матч (бой?) поверг меня в состояние прострации. Не ожидал увидеть такое в XXI веке.

Стоят друг напротив друга две примитивные фигурки (в SSB реализована единственная разновидность баскетбола - стритбол). Одна долбит мячом об землю, а другая пританцовывает, как это делает определенная часть населения на дискотеках, танцевать не умеющая, но из общей колыхающейся массы выпадать не желающая. И р-у-у-учками так - влево-вправо, влево-вправо, а пя-я-ятой точкой - вправо-влево, вправо-влево... Пытаюсь найти клавиши управления, а мое воплощение в этом спортивном мире мячиком о площадку бум-бум, противник всеми частями тела - вправо-влево, влево-вправо. Лихорадочно жму на клавиши, т.к. соперник прекратил свой танец и начал ко мне приближаться. Руки разведены, спина напряжена - сейчас начнет бить. Нет. Просто отобрал мяч, забежал за спину, и уже я танцую, а он ведет.

Короче говоря, управление обнаружилось благодаря подсказке. Оказалось, что более-менее привычная комбинация (W-A-S-D) предоставлена только второму игроку. При игре же с компьютером приходится использовать весьма экстравагантное сочетание I-J-K-M. Обратите внимание на то, где находятся клавиши вверх (I) и вниз (M), и спросите себя: согласны ли вы играть в такой раскоряк? Выхода нет, ибо перенастройка запрещена. А ведь хорошая раскладка - как удобные бутсы для футболиста.

Однако…

Сама игра. Помимо кнопок, отвечающих за движения, есть две основные клавиши и две дополнительные. Основные - это разворот на месте (игра проходит в одной плоскости, никакого бега по всей площадке) и бросок (в обороне - отбор мяча). С помощью разворота можно изобразить финт и залезть оппоненту за спину.

Что касается дополнительных клавиш. Противник наделен некой энергией, при помощи которой активизируются специальные возможности. Объединение направляющей клавиши со специальной приводит к исполнению приема. В числе самых примитивных, когда игрок находится в нападении (требуется всего ј энергии), - сальто вперед. В зависимости от того, какая из специальных клавиш задействована, будет совершен либо просто «перепрыг» соперника, либо «перепрыг» соперника с броском. Это стандарт. «Продвинутые» же комбо зависят от выбранного «героя». Один буквально бегает по головам, второй пускает мяч-шаровую молнию, третий... В общем, некоторое разнообразие наблюдается. В защите те же клавиши, как вы уже наверняка догадались, отвечают за оборонительные функции: суперблокшот (то есть очень высокий взлет), установка магического щита, суперотбор мяча и т.д. Есть и в нападении, и в обороне «морталкомбатные» клавиши, призванные на время оглушить соперника. Естественно, любое из спецдвижений требует какой-то части энергии, которая, правда, постепенно восстанавливается.

На словах все выглядит довольно сносно, однако в динамике игра крайне скучна. Фигурки в основном находятся в позиционной атаке (обороне), изредка разбавляемой финтами. Superhero Sports Basketball в подметки не годится “head-to-head”-режиму из NBA Live 2001, больше всего напоминая схватку двух буйволов. Или сражение «центров» в настоящем матче. Противники упираются друг в друга. Атакующий пытается продавить оппонента, а тот, в свою очередь, отобрать мяч. Согласитесь, если бы баскетбол состоял исключительно из такого рода противоборств, он вряд ли бы стал одним из самых популярных видов спорта на планете…

Позвольте откланяться…

Рецензия на SSB замечательно смотрелась бы в разделе «Ретро». Дескать, да, была такая игра в далеком 19хх году. Конечно, не шедевр, но для легкого времяпрепровождения сойдет. Сейчас же смотреть на вопиющее безобразие без плохо скрываемой жалости просто невозможно. К чему заниматься самоистязанием?