Светлая тема

Рецензия на игру Supreme Ruler: Cold War

Противостояние США и СССР на международной арене давно привлекает авторов глобальных стратегий. Именитый геймдизайнер Крис Кроуфорд выпустил Balance of Power, первую игру о «холодной войне», целых 26 лет назад. Интерес к теме не угас и сегодня — за нее ухватились создатели серии Supreme Ruler.

Без надежды на побеждение

Увы, их Cold War культовый статус не светит – мешает кустарный подход. Вместо того чтобы разработать проект с нуля, они налепили звезды, молоты и серпы на Supreme Ruler 2020. Суть не изменилась — игрок управляет экономикой, финансами, исследованиями, ВПК и спецслужбами в роли советского генсека или американского президента. Основная кампания начинается в 1949 году, вскоре после Берлинского кризиса, поставившего «красных» и «синих» на грань войны. В отличие от той же Balance of Power, где всеобщая резня немедленно приводила к поражению, в Supreme Ruler: Cold War можно одержать верх в Третьей мировой и водрузить флаг на руинах вражеской столицы.

К счастью, лично командовать сотнями подразделений на разных континентах необязательно — армия воюет и без нашего вмешательства. В Cold War поведение генералов задается тщательнее, чем в SR 2020. Подобно Hearts of Iron 3, планета поделена на театры боевых действий и более мелкие зоны, в каждой из которых позволено установить свои настройки. Однако исход многих конфликтов решают не пушки, а дипломаты. Коммунисты и капиталисты день за днем сражаются за влияние в странах третьего мира, ведь в обмен на экономическую помощь руководители знойных республик разрешают строить у себя военные базы, да и редкого сырья могут подбросить. Интересные происшествия, оживляющие «перетягивание каната» между идеологическими противниками, случаются нечасто.

Внутренние дела супердержавы тоже довольно унылы. Как и в Supreme Ruler 2020, порядок в хозяйстве и социальной сфере можно навести за пару минут и затем передать их советникам. Особых усилий не требует и наука, хотя от исследований напрямую зависят гонка вооружений и освоение космоса. Если же вы проигнорируете автоматику, то утонете в рутине. Хорошо еще интерфейс стал удобнее. Оповещения теперь не свалены в кучу, а разложены по темам. Кроме того, отметки важных событий возникают прямо на карте.

Вот и выходит, что за Supreme Ruler: Cold War легко заскучать, несмотря на поразительную дотошность разработчиков. Умерили бы авторы аппетит, отказавшись от некоторых деталей, — геймплей только выиграл бы. Чего греха таить, большинство «диванных стратегов» хотят менять курс державы, а не медитировать перед экраном, глядя на вереницы цифр, и ждать, пока что-нибудь произойдет. Управлять мелкими сошками, доступными в свободном режиме, немногим веселее (рано или поздно им придется примкнуть к одному из лагерей и забыть о независимости), а одиночных сценариев совсем мало — видимо, их приберегли на дополнения.

Других недостатков, перешедших по наследству еще от Supreme Ruler 2020, тоже немало, как и банальных программных ошибок. Искусственный интеллект по-прежнему живет в параллельном измерении и самозабвенно штампует сотни танковых дивизий, даже когда топлива для них явно не хватает, но не реагирует на дерзкие выпады игрока против его союзников. Перемотка времени по-черепашьи медлительна: пока вы соберетесь хоронить загнивающий Запад, старческий маразм подкосит вас в реальности.

Некоторые особенности Supreme Ruler: Cold War вообще заставляют задуматься о душевном здоровье и профессионализме ее дизайнеров. Следуя какой-то извращенной логике, они изобразили РСФСР метрополией, а прочие советские республики — ее колониями, с которыми нужно вести переговоры через меню дипломатии. Меж тем, Крым входит в состав УССР уже с 1949 года. Политическая ангажированность или просто глупость? Для серьезной стратегии такие ляпы непростительны, какой бы ни была их причина.

* * *

Трудно понять, зачем издательство Paradox Interactive взяло Supreme Ruler: Cold War под свое крыло. Его собственные проекты куда увлекательнее, пусть и затрагивают лишь самое начало «холодной войны».