Светлая тема

Рецензия на игру Sven-Göran Eriksson's World Manager

Давно уже отгремели футбольные баталии в далеких азиатских странах, однако, как и следовало ожидать, разработчики не унимаются, пытаясь выжать «хоть еще капельку». Особенно активно на ниве компьютерного футбола, оживающего на волне последнего Чемпионата Мира, подвизаются создатели футбольных менеджеров. Жестокая конкуренция в жанре заставляет их искать новые нелогичные ходы, которые могли бы помочь в борьбе с плеядой новорожденных представителей жанра. В лучшую сторону здесь выделяется Sven Goran Eriksson's World Manager (далее - EWM), - в Anco Software своевременно поняли, что объять необъятное (то есть достать Championship Manager) невозможно, и решили провести, образно выражаясь, точечную бомбардировку.

По стопам старины Свена

Нацеленность бомбометания заключается в волевом решении авторов EWM допустить игрока к руководству лишь одной командой. Зато какой - сборной Англии! Желающим возложить на свои плечи такой груз присваивается почетное звание «Свен Горан» и выдается карт-бланш от английского футбольного союза (то бишь Football Association). Теперь в вашем распоряжении огромное количество игроков во всех британских и заграничных лигах (к счастью, англичан за рубежом играет не очень много). Задача - выбрать из них 23 самых-самых.

Работа, что называется, «освобожденного тренера» - занятие достаточно специфичное. В целом получается около 15 игр в год; к ним добавляем по несколько тренировочных дней, когда футболисты находятся в вашем распоряжении. Все остальное время тренер сидит, как валенок, день за днем прокручивая в голове вариант состава на матч, который состоится через полтора месяца. Через ваши зрительные нервы прямиком в мозг направляются миллионы бит информации, - к моменту вызова игроков в сборную они должны превратиться в единственно верный тактический вариант, а главное, состав.

Благодаря неординарности игры ребятам из Anco не пришлось ломать голову, как реализовать в EWM постоянно появляющихся и прогрессирующих футболистов со всего мира. Можно было ограничиться лишь туманным Альбионом, что, естественно, разработчики и сделали. Отдадим им должное - база данных весьма внушительна. Отсюда вытекает новая цель: необходимо создать эффективную систему подбора игроков. Конечно, есть элементарный выход: полностью довериться старине Свену. Тому, что в реальной жизни. Слева поставить Эшли Коула, справа кого-нибудь из Невиллов (в игре они не травмированы), по центру пару из Сола Кемпбелла и Рио Фердинанда, Бэкхема справа, и т.д. Однако все мы мним себя стратегами. Так что все бездарности - вон из национальной сборной родоначальников футбола, мы пойдем своим путем.

Итак, для начала нужны хорошие защитники. Чтобы выбрать наиболее достойных потомков короля Артура в этом амплуа, нет нужды листать подшивки спортивных газет за текущий год в поисках самой подробной статистики английской Премьер-лиги. Достаточно воспользоваться встроенной поисковой машиной. На ваш взгляд, какие параметры наиболее важны для защитника? Crazy Sid’s choice: отбор мяча, игра головой и, пожалуй, физическая мощь. EWM, к сожалению, не Championship Manager, поэтому таких характеристик, как, скажем, выбор позиции или храбрость, нет.

Определились с основными качествами идеального защитника? Начинаем двигать ползунки, символизирующие эти достоинства, от нулевой отметки до, скажем, значения «90» (по 100-балльной системе). Количество игроков, которые вписывались в набор «все на нуле», начинает уменьшаться. Далеко не все футболисты английского чемпионата (в EWM, помимо иностранных, представлены четыре профессиональных лиги Англии) обладают классной игрой «на втором этаже», отбором мяча и физической мощью одновременно. Лишь лучшие из лучших. Идеальные защитники сразу войдут в «основу»; те, кто похуже, - в расширенный список; остальные пока отправятся в “short list”. Игроки других амплуа определяются аналогичным способом.

После тщательного отбора кандидатов в сборную я не поленился залезть в заявку английской национальной команды на чемпионат мира в Японии и Корее. Удивительно, но мой состав не сильно разошелся с настоящим. Это говорит не о том, что я помню наизусть, кто из англичан защищал цвета своего флага на последнем чемпионате мира, или что мой футбольный гений сравним с талантом Эрикссона. Просто характеристики игроков в целом соответствуют действительности.

Кстати, отбор не ограничивается лишь «бегунковым» поиском. Когда основные наброски команды-мечты будут сделаны, наступят суровые будни главного тренера национальной сборной (освобожденного) - наблюдение за игрой кандидатов. Нет, смотреть игру за игрой английского чемпионата в исполнении компьютера не нужно, упаси Бог. Все куда прозаичнее - после любого значительного события в истории того или иного футболиста из «короткого списка» вам приходит доклад. Допустим, в игре против «Арсенала» Майкл Оуэн сделал хет-трик. Или, скажем, бедняга Найджел Мартин опять опростоволосился, схватил две банки от скромного «Уэст Бромвича», да и вообще это неважный сезон для вратаря «Лидса» - уже двадцать голов за одиннадцать матчей. Каждый футбольный тур обрушивает на вас настоящий массив подобной информации.

Забавная особенность: если верить игре, чемпионат Англии - не более чем КФК России. Средняя результативность матчей - гола четыре-пять за игру. Получается, что нормальный бомбардирский счет для английских форвардов - 20. Этой, в общем-то, гроссмейстерской отметки в Премьер-лиге достигает не меньше двадцати форвардов. Хуже того, 40 за сезон наколачивает пяток нападающих. В итоге имеем крен в сторону статистики нападающих, из-за чего выбор защитников проходит в адских муках. Про вратарей и не говорю - бедняги, даже с самыми хорошими характеристиками, вынуждены столько пропускать, что, по-хорошему, путь в сборную им заказан.

Недружелюбные стрелки

А теперь самое интересное - выбор тактики и непосредственно игра. Тактическая сторона чисто внешне выполнена очень симпатично - доска с фишками-игроками и мелом нанесенные на нее стрелочки (белого и фиолетового цветов), разбегающиеся от кругляшей в разные стороны. Сбоку от доски - список одиннадцати игроков состава, напротив которых находятся непонятные значки, символизирующие поведение на поле. Значки, соответственно, можно менять по своему усмотрению. К сожалению, «тюнинг», то есть выбор стрелок и значков, далеко не дружелюбен. Значение более половины иконок (как, впрочем, и стрелок) непонятно. Приходится лезть в документацию.

Что касается игры. Просмотр только графический, то есть каждую товарищескую встречу вас заставляют сидеть перед кучей заморышей, гоняющих мяч, причем прекратить это безобразие нельзя. Впрочем, если отбросить условности в виде примитивной графики, неважной анимации и тупости игроков, выяснить, как работает та или иная тактическая установка, с помощью просмотра матча все-таки можно. Обзор наблюдения достаточно большой, для особо страждущих есть радар. Некоторые матчи даже вызывают неподдельный интерес - так нестандартно и интересно действуют на поле компьютерные подопечные.

Go, England!

В принципе, игра удалась. За счет выбора определенного тренера, ставшего лицом проекта, за счет выбора команды Sven Goran Eriksson's World Manager обрел некую «сюжетность». В других менеджерах нечто подобное разработчики пытались сделать посредством введения сценариев, однако, насколько я знаю, любители ими не особенно увлекались. Да и «национальная идея», согласитесь, вещь достаточно серьезная. Полагаю, в британских рейтингах продаж EWM попадет в лидирующую тройку. Хотя бы на недельку.

Вам же, дорогие читатели, советую помнить лишь одно: EWM - это очередной конкурент F.A. Premier League Manager. Но никак не Championship Manager.