Светлая тема

Рецензия на игру Teenage Mutant Ninja Turtles (2003)

Американский комикс Teenage Mutant Ninja Turtles, первые главы которого были опубликованы в 1984 году, создавался словно в насмешку над буржуйскими графическими новеллами и японской мангой одновременно. Приключения юных черепашек-мутантов сочетали в себе эстетику ниндзюцу и яркий трэшевый стиль наивной детской научной фантастики 80-х. Благодаря удачному позиционированию (детский слот — утром по субботам) выпущенный в 1987 году анимационный телесериал понравился маленьким зрителям, хотя во многом и противоречил идеологии комикса.

Новые эпизоды, выходящие сейчас в США в блоке Fox Box (пришедшем на смену почившему Fox Kids) в обществе таких вещей, как… гм… Sonic X и Shaman King, живописуют историю обитателей канализации более педантично, без привлечения клоунов вроде Бибопа и Рокстеди. Тем неприятнее, что Konami, вот уже добрый десяток лет разрабатывающая и издающая игры с участием яйцекладущих, впервые подсунула нам посредственную поделку, недостойную славы предков. Вынашивание проекта доверили команде Кэнго Накамуры, известного с нашей стороны земного шара разве что по первым частям приставочной Contra. В интервью заокеанским изданиям Накамура-сан с гордостью отмечал, что «он работает в том же офисе, где создавались первые TMNT для игровых автоматов».

Неизвестно, каким ветром свежий «beat'em up» занесло на непривычный к таким эскападам PC. После замечательной The Lord of the Rings: The Return of the King и не столь выдающейся, но неплохой Chaos Legion, рассчитанная на увлеченных мультиками детишек бродилка с четырьмя зелеными товарищами в главных ролях годится, увы, исключительно на роль аутсайдера. Геймплей кажется рассчитанным на мальчишек младшего и среднего школьного возраста, которые не в состоянии запомнить сложные комбинации кнопок и могут провернуть комбо, только если все удары в нем исполняются одинаково. Уровни в игре линейны, и задача выбранной черепашки всегда состоит в том, чтобы уложить на лопатки всех противников. Юного мутанта запирают в каждой части уровня и держат там до тех пор, пока он не расправится с энным количеством изуверов, после чего сверху спрыгивает новая партия жертвенных ниндзя. Специально для анимешников и других «не-тормозов» в правом нижнем углу предусмотрен радар, указывающий положение врагов и количество дееспособных противников в пределах прямой видимости. Как только на табло появится долгожданный ноль, откроется проход дальше. Ругая неудачную систему легионов в Chaos Legion, мы и не подозревали, насколько унылым может быть слэшер вообще без магии.

Покорять эпопею разрешено, конечно, любым из пиццефилов, причем в каждом из четырех одинаковых прохождений открываются свои, уникальные бонусы. Привычка консольных разработчиков заставлять игрока проходить одно и то же несколько раз, приманивая сочной морковкой, здесь не работает. Трудно найти не увлеченного сериалом доброго молодца, который смог бы спокойно осилить унылые уровни хотя бы единожды. Несмотря на разницу в используемом оружии, все мутанты-ниндзя на удивление одинаковы. На брата приходится по два удара: быстрый и слабый, но легко связывающийся в комбо, и медленный и сильный, но одноразовый. Противники слабоумны и умеют лишь собираться в толпу и атаковать с разбега. Камера в каждой сцене фиксирована, победа достается тому, кто лучше владеет секретной техникой ниндзюцу «удар из-за края экрана». Привыкнув к божественному вмешательству радара, вы тоже сможете освоить эту хитрость, чтобы без проблем расправляться с имбецилами при помощи единственной кнопки. Злодеев же, кажется, происходящее вообще не интересует: они не двигаются с места, пока зеленый мститель не подойдет на достаточное для нанесения «умолчального» удара расстояние. Особенно хороши показательные выступления команд по одновременному метанию сюрикенов. Вот бы их таланты в синхронное плавание…

Кроме обычного «story mode» в Konami подготовили еще два режима. Во-первых, «challenge mode», которому больше подошло бы название «time attack» (нужно проходить те же уровни, но на время). Во-вторых — «versus mode», как в настоящем файтинге на две персоны. Эта пара способов продлить удовольствие от игры с тем же успехом могла бы и не появляться, ведь проходить кампанию в пятый раз не станет даже самый упертый фанат, да и перспектива играть в псевдофайтинг с примитивной боевой системой от «beat'em up» не способствует активному излучению энтузиазма. Мультиплеер предусмотрен только в старом, знакомом ветеранам 8-битных приставок режиме «head-to-head», который отличается от обычного «story mode» количеством черепах на экране. Можно играть с клавиатуры и не испытывать при этом особенных неудобств, а можно настроить геймпад, одна аналоговая рукоятка которого все равно останется незадействованной благодаря фиксированной камере.

Немного оправдывают существование TMNT полностью выполненные в cel-shading персонажи, комиксообразные звуковые подписи, как в XIII, и «облачка» с речью персонажей. В совокупности все это действительно придает игре двумерный, рисованный вид. По подаче сюжета же «Черепашки» напоминают разделенный на серии мультфильм с боссами в конце каждого уровня-эпизода и отличными анимационными вставками между ними. Звук выразителен только в роликах, а во время рабочего массакра и музыка, и лязг металла скрываются за одинаковыми репликами супергероя, сопровождающими как минимум каждый второй удар. Если на карте 200 (условно) врагов, — значит, придется раздать минимум три сотни тумаков и, следовательно, 150 раз за пять минут услышать одно и то же тупое «Slice & Dice»! Хочу играть за Шреддера.

* * *

Одни проекты отличаются геймплеем, другие — графикой, третьи — музыкой, четвертые — оригинальным сюжетом. Teenage Mutant Ninja Turtles образца 2003 года запоминаются прежде всего благодаря FMV-заставкам. Если убрать мутную резню, мешающую их просматривать, игре это нисколько не повредит.