Светлая тема

Рецензия на игру РобоТОП! Побег

Многочисленные вариации настольных «chase games» (т.е. «игры преследования») существуют с незапамятных времен. Главная их особенность — неравный стартовый расклад. Например, в «Волке и овцах» один игрок получает фишку «волка», а второй — табун «овец». Естественно, у одиночки должны быть преимущества, и обычно ему позволено уничтожать противников. Но что делать в мирной видеоигре, где персонажу предстоит не охотиться, а наоборот? Идеальное в своей простоте решение найдено в знаменитой Pac-Man (1979): надо лишь разместить ограждения, создав некое подобие лабиринта.

Нас не догонят!

У TINcan! Escape (основанной, по заверениям издателя, на популярных комиксах) та же суть — спасти беглеца от превосходящих вражеских сил. Но остальное серьезно отличается. Во-первых, не нужно ничего подбирать по дороге, вспоминать Laser Tank и отчаянно сражаться. Цель примитивна — достичь выхода, избежав неприятных встреч. Во-вторых, есть только пошаговый режим, а посему любой из 55 эпизодов можно проходить неторопливо, при желании прерываясь на другие дела. И в-третьих, размеры квадратных уровней крайне малы — от 6х6 до 9х9 ячеек.

История начинается на безымянной фабрике высокотехнологичных игрушек, чьи владельцы намерены выпустить новых роботов. Нанятая парочка изобретателей, как водится, не сработалась на почве идеологических разногласий. Доктор Е.Быстрова молода и симпатична, и у нее получился этакий миролюбивый электронный малыш TINcan (или, в русском варианте, РобоТОП). Зато усатый коллега успел наштамповать армию злобных поделок, каждая из которых намного сильнее будущего путешественника, хотя выглядит, за исключением окраски, точно так же. В ночь перед презентацией TINcan был похищен коварным интриганом, и теперь обязан сбежать из подземной лаборатории, дабы уберечь хозяйку от неминуемого увольнения.

Поскольку никакой динамики нет и в помине, разработчики из небезызвестной немецкой компании Phenomedia решили загрузить нам головной мозг вместо спинного. Изначальная расстановка не обнадеживает: подопечного телепортируют на небольшую площадку, утыканную перегородками различной формы. Туда же приземляется группа преследователей (от двоих до внушительной толпы). В течение хода разрешено переползти на любую соседнюю клетку, кроме диагональной. Дружная стайка врагов движется таким же образом, стремясь настичь жертву по кратчайшему пути. Благодаря этому мы можем манипулировать их местоположением: достаточно продумать маршрут, позволяющий загнать агрессивные железки в ловушки.

Впрочем, вспомогательных средств немного. Основное занятие — блуждание по территории с целью «запереть» чужаков и не угодить им в лапы. Квадратики с изображением снежинки задерживают всех без разбора, одноразовые переключатели замораживают конкурентов на 2-4 шага, а самые ценные — те устройства, наступив на которые, негодяи исчезают навсегда. Отряды состоят из бойцов трех разновидностей: рядовые — копии РобоТОПа; продвинутые умеют бесцеремонно пролетать по две клетки сразу; туповатые патрульные топают туда-сюда по отведенным отрезкам (забавно, что локализаторы умудрились перепутать пару элементов в описании, занимающем один экран).

К двум внешним камерам — обзор под углом около 45 градусов или сверху — зачем-то добавлен маленький бестолковый монитор, демонстрирующий вид «из глаз». Правда, на нем установлена панель меню с полезнейшей кнопкой отмены действия. Можно откатить положение вплоть до исходного, что здорово помогает при планировании. Увы, нешуточные стратегические раздумья начнутся ближе к финалу, а до того — почти линейное прохождение без особого разнообразия решений.

Так как дело происходит ночью, и крохотный заводик — вовсе не круглосуточно работающий промышленный гигант, авторы не стали возиться с гулом вентиляции в гермозонах и другими романтичными производственными шумами (не считая, конечно, характерных звуков, издаваемых собственно «железным маршем»). «Задники» унылы и скучны, и тут настолько одиноко и безлюдно, что не спасает даже бодрая музыка. Если запустить TINcan! Escape на служебном компьютере, коротая третью смену в каком-нибудь цехе микроэлектроники, то по эту сторону экрана будет гораздо больше оживления. Мрачноватую атмосферу отчасти развеивает анимация: персонажи сокрушенно покачивают головой, расстроенные неудачей, или подпрыгивают на колесиках и размахивают ручками, радуясь победе.

Скромности оформления вторит излишне облегченный интерфейс. Свежие миссии становятся доступными только по мере освоения кампании, причем функция автосохранения где-то потерялась, и тому, кто своевременно не сделает «сейв», придется переигрывать заново.

* * *

Занимательная логическая головоломка, напоминающая целую охапку хитов прошлых лет. К сожалению, без встроенного редактора TINcan! Escape не вправе рассчитывать на долгую жизнь, поддерживаемую армией энтузиастов. Ее удел — пара-тройка вечеров, отнятых у любителя поразмышлять за чашечкой кофе.