Светлая тема

Рецензия на игру Total Club Manager 2003

С каждым годом поклонников серии F.A. Premier League Manager становится все меньше. Они никогда не вешали носа, надеясь на лучшее, но раз за разом получали косметические, по своей сути, обновления любимой игры. Очевидно, осознав бессмысленность такой политики, EA Sports в нынешнем сезоне опять решила показать и доказать всем, кто хозяин на рынке спортивных игр. Пардон, менеджеров.

"Папа" vs "сын"

Класть F.A. Premier League Manager в его последней инкарнации и Total Club Manager 2003 на чаши весов бесполезно, - у этих игр нет практически ничего общего, кроме тематики. Проще говоря, "сын" уделал "папу" по всем статьям.

Начнем с цифр. В два с лишним раза увеличено число национальных чемпионатов. Если раньше их было всего 8, то здесь - уже 22. Среди них, помимо экзотических, но скопированных из CM Финляндии и Польши, есть даже Украина. Наши незалежние друзья утверждают, что чемпионат сделан не особенно хорошо, но сам факт его присутствия обнадеживает. Увы, Россия в ТСМ не представлена. Можно подумать, будто РФ по площади уступает Андорре… Впрочем, есть информация, что разработчики готовят патч, добавляющий еще несколько европейских лиг. Грянет ли на нашей улице праздник?

Сюрпризы и новинки дают о себе знать с первых минут. В глаза мгновенно бросается дизайн, привыкнуть к которому после F.A. PLM сразу не удается. На старте просят ввести персональные данные. Кроме типовых категорий есть, к примеру, вопрос о социальном статусе (женат/замужем) с интересными последствиями, о симпатиях/антипатиях среди клубов и любимом игроке. Добавлены публикация своей фотографии и жалкое подобие ролевой системы - игроку дается 20 очков, которые необходимо распределить по 4-м тренерским параметрам (мотивация футболистов, переговорные навыки и проч.). Есть и 5-й - иностранные языки, но его стоимость равна цельным 5 очкам.

Totalьная экономика (галопом по...)

Любителям заниматься развитием клуба новые разработки придутся по душе. С началом сезона в гости к руководству наведываются спонсоры, заинтересованные в заключении соглашения с командой. В нем оговариваются такие пункты, как ежегодные выплаты, премии за продвижение и победы в национальных и международных турнирах. С компаниями можно вести переговоры, увеличивая суммы выплат, но и отношения с потенциальным инвестором будут меняться, отражаясь на отдельном индикаторе. Правдоподобность игре придают банк, где можно как занять, так и вложить, и возможность продать права на название стадиона и выйти на биржу (!). Все эти мелочи, о которых раньше не было и речи, определенно порадуют бывалых менеджеров.

На более высокий уровень вынесена работа с персоналом; число вакансий в штате клуба превысило два десятка. Рейтинг специалиста оценивается по 6-балльной шкале, а дополнительно каждый из них еще и наделен какими-нибудь особыми навыками. К примеру, ассистент тренера с максимальным показателем полезности 6 обучает футболистов игре на контратаках на 50% быстрее (правда, далеко не всем дано усвоить материал). Между прочим, если в F.A. PLM достаточно было увидеть нужного сотрудника и нанять его, лишь предложив определенную сумму, то теперь он непременно желает видеть контракт. Серьезный. С зарплатой, премией и ещё кое-какими условиями. И не забывайте: конкуренты не спят.

Инфраструктура команды существенно выросла. Продумывать размещение объектов не нужно, зато их ассортимент расширился. В качестве добавки ко всему, что было в F.A. PLM, - оригинальные варианты: школа молодежи, пресс-центр, исследовательская лаборатория, железнодорожная станция и даже школу-интернат для девочек. Более того, большинство построенных сооружений может быть подвергнуто модернизации.

Стадион - отдельная тема. Часть прибыли приносят абонементы на домашние матчи, проданные со скидкой. Имея под рукой таблицу прогноза посещаемости, легко манипулировать ценами на билеты. Кстати, любопытное решение реализовано в расширении стадиона. Вместимость растет в любом диапазоне, начиная со 100 мест и заканчивая совершенно новой ареной. Дополнительный плюс - различные цены и сроки работ.

Доходы от рекламы стали реальностью. Вместо пресловутой графы "Other" перед нами - полноценный бизнес. Рекламное агентство поможет команде получить средства к существованию, но не забудет и себя. При самостоятельной работе найти рекламодателя немного сложнее. Разумеется, подписание хороших соглашений позволит обеспечить зарплатой пару-тройку не самых последних футболистов.

Наконец, в ТСМ отлично реализована важная составляющая любого клубного бюджета - распространение атрибутики. Поставщики предлагают товары со скидкой для продажи в клубном магазине по принципу (не новому, конечно) "чем больше заказ, тем больше скидка". Помимо стандартных футболок, маек и шарфов есть масса других вещей, в числе которых… сам TCM. Несомненно, болельщики будут крайне довольны, если вы решите порадовать их распродажей, организуете выезд на матч (поезд, автобусы) или раздадите сотню-другую бесплатных билетов.

Другой футбол

Оценка потенциала игроков теперь выглядит иначе. Вместо прежней 100-балльной шкалы появилось сразу три показателя, по которым легко оценить талант и игровые навыки членов вашей команды. С талантом разобраться легко, а вот анализ навыков состоит из двух показателей - общего и текущего уровня. Максимальная общая оценка игровых умений - 20. Текущий уровень отражает состояние спортсмена на данный момент: игра в последних матчах, физическая форма, усталость и моральное состояние. Последний параметр рекомендую ни в коем случае не упускать из виду. Отягощенный проблемами игрок никогда не покажет свой истинный класс. Проблемы могут появиться откуда угодно. У футболистов есть жены, подруги, а порой и те, и другие. Они женятся и разводятся, заводят детей, дерутся и ругаются с женами, подругами, партнерами по команде и персоналом клуба, издеваются над игровыми способностями друг друга, курят и не выключают телефоны в раздевалке, покупают и тут же разбивают дорогие машины. Не попадающие в состав - шляются по барам ночью… В общем, живут полноценной командной жизнью, за которую отвечает показатель атмосферы. Введено и дисциплинарное меню за нарушения, - будь то поход в бар или желтая карточка за пререкания с судьей.

Центральное меню выглядит, скажем так, вполне пристойно. В окне основного состава можно сразу уточнить, допустим, рыночную стоимость игрока или размер его зарплаты и срок окончания контракта. Равновесие присутствует: с одной стороны, плохо, что не виден второй состав команды, из-за чего приходится копаться в общем списке; с другой стороны, солидный плюс - настраиваемое меню быстрой расстановки оптимального состава. На десерт - оценка рефери в информации о предстоящем матче. "Непредсказуем" - это одно. "World Class" - совсем другое. Надо знать, кого бояться.

Игровая тактика изменений по сравнению с F.A. PLM не претерпела. Задание команде немного расширено, матч разбит на 6 отрезков по 15 минут, где устанавливается уровень противодействия командной игре соперника. Показан уровень возможностей команды, исходя из которых определяется тактика на игру. Интересное новшество - дистанция удара. Ну и, конечно же, распределение ролей - диспетчер, подача угловых, розыгрыш штрафных плюс работа с атакующими действиями.

Тренировочный процесс многообразен. Шутка ли, 25 различных видов тренировок, начиная с короткой пробежки и заканчивая двусторонкой. Предусмотрены разбивка игроков на три группы и 4-разовые тренировки. Однажды ради интереса я заставил команду всю неделю бегать и таскать тяжести; в общем, работать без мяча. В следующем матче - 95% передач в ноги сопернику и поражение. Закономерный итог. Лично мне понравилась внушительная гибкость процесса. Беседа с игроками иногда бывает нелишней, и это отныне тоже возможно.

Естественно, не забыто и будущее клуба в лице юношеской команды. Она разбита на две части: игроки 16-19 (с ними заключаются контракты) и 9-16 лет. Последние просто тренируются, растут и в итоге переходят в молодежный состав. Впрочем, могут и не перейти. Кто из нас в детстве вдруг не терял интерес к чему-либо? Так и здесь. Да, он потенциальная звезда, да, он талант, но расхотелось ему заниматься футболом, и хоть ты тресни. Увы... В игру заложены механизмы влияния на футболистов, - все в ваших руках.

Еще один момент: для набора молодых талантов придется найти соответствующего специалиста, устроить просмотр детей прямо в клубе или съездить на какой-нибудь ближайший молодежный турнир. Никаких аналогий - отличные задумки.

Трансфертная система реализована хорошо, в списке можно найти игроков, за переход которых вообще не надо платить, либо отыскать в другом чемпионате игрока с заканчивающимся контрактом и, подписав его, спокойно ждать приезда новичка через полгода, а то и меньше.

Взгляд на поле

3D-трансляция основана на движке FIFA 2002. Если взглянуть на F.A. PLM - небо и земля. Смотрится неплохо, но наблюдать, как выбегающий тет-а-тет с голкипером нападающий отдает пас назад в скопление игроков, невыносимо грустно. Счет в такой встрече чаще всего ничейный, но иногда встречаются и крупные результаты, обычно за счет глупых голов.

Текстовая трансляция предусмотрена в двух, несильно различающихся, видах. Интересный факт - на менеджера возложена гораздо большая ответственность за игру команды. По ходу матча можно "подсказывать" футболистам (орать "Пас!" или "Удар!"), высказывать возмущение неправильным решением судьи, демонстрировать агрессивные жесты в адрес болельщиков команды соперника, а в перерыве между таймами устроить своим подопечным разнос в раздевалке. После игры - знакомство с протоколом и, быть может, приглашение на небольшую пресс-конференцию, дабы журналисты задали пару-тройку каверзных вопросов. От того, какой ответ будет дан, зависит и отношение фанов, и сумма на вашем банковском счете. В конце концов, у менеджера тоже есть контракт и заработная плата.

Итоги

Экономическая составляющая почти достойна высшего балла. Футбольная же, напротив, далека от идеала, но сделала ряд важных шагов вперед.

Рискнув претворить множество своих идей в жизнь, EA Sports убила сразу нескольких зайцев: подогрела сильно угасший интерес к "менеджерскому" направлению своей деятельности, дала понять, что у новорожденной серии есть будущее, и обозначила конкуренцию Sports Interactive и её детищу - Championship Manager. По большому счету, я намеренно не стал сравнивать эти игры. Все-таки CM4 - уже в феврале. Тогда и устроим очную ставку.

P.S. Да, совсем забыл про встроенный mp3-плеер. Специально для тех, кто не умеет играть в напряженной тишине.