Светлая тема

Рецензия на игру Tough Trucks: Modified Monsters

Не идут нормальные разработчики и издатели пробовать силы в жанре гонок на внедорожниках, хоть тресни. Все-таки внедорожник — друг человека: можно тещу на дачу отвезти, в ралли-рейде поучаствовать или по болотам полазать на приз местного лесничества. Но не снискали славы и народной любви ни три части Cabela's 4x4 Off-Road Adventure, ни братья-близнецы 4x4 Evolution, ни Insane на пару со Screamer 4х4. Codemasters при таком раскладе даже не стала больше пытаться, Virgin с нами уже нет, и только Activision, торгующая тухлой колбасой из-под прилавка с надписью «value», продолжает петь свою песню.

Стоило ли — вопрос отдельный. Во всяком случае, Activision Value — такое издательство… Ассоциативный ряд возникает задолго до знакомства с игрой. Даже главред на мое замечание о том, что гонки-то вполне ничего, ответил сухо и однозначно: «Странно». То есть игру человек не видел, а ему уже странно. И ведь он совершенно прав! В Tough Trucks все странно от начала и до конца. Сиамскую схожесть с Larry Ragland 4X4 Challenge я не рассматриваю, иначе статья превратится в краткую заметку. Печального финала хотелось бы избежать. Ведь TT сделала Bugbear, разработчик Rally Trophy. Что повлияло на финскую команду, нам выяснять решительно незачем: история эта, видимо, имеет длинные и тонкие ноги. Кстати, на официальном сайте вам не найти ни слова об игре — настолько сами авторы стесняются своей новой работы. Значит, на преступление шли сознательно, и вопли про злую Activision Value, обманувшую неокрепший коллектив, в качестве оправдания не принимаются.

ЖЗЛ

В первую очередь, бросая взгляды на логотип Bugbear, я резонно ожидал от проекта как минимум внятной физики. И она в TT присутствует. Правда, с некоторыми оговорками (забегая вперед, скажу: надо привыкать сразу, здесь все с оговорками). Едет внедорожник как ему положено, вальяжно раскачиваясь и кренясь в поворотах. Скольжения, что самое главное, сделаны неплохо. Хотя откуда у этих мастодонтов такая избыточная поворачиваемость, ума не приложу. Также не удалось выяснить, на какие колеса передается момент: на все или только на два? Эстетика, конечно, не позволит — очевидно, что на все. Тогда кажется подозрительным занос задней оси там, где машина должна безжалостно скользить наружу. Особенно это касается пикапов, у которых основная масса сосредоточена в передней части машины. И разработчики данный нюанс представили довольно неплохо: содержимое моторных отсеков пикапов зрители могут оценить после первого же трамплина; мечта любого американского фермера приземляется исключительно отвесным пикированием.

Но в итоге получается, что никакой принципиальной разницы в поведении внедорожников нет. Да и скользят они как-то задорно. «По-легковому». Удивительно, что высокий центр тяжести не увеличивает шансов встать на крышу. Незабываемые ощущения в усеянных колдобинами поворотах — едешь «на ушах», а устойчивость прямо-таки феноменальная.

Веселье наступает только на гонках с трамплинами в полдороги, когда существует опасность налететь со всего маху одной стороной. Полный спектр впечатлений. Многотонная железка взмывает вверх, переворачивается через крышу и грохается на землю, разбрасывая кузовные детали. Чтобы не было скучно, повсюду вырыты ямы, скрывающие в своих глубинах всю подлость намерений разработчиков. Как только вам покажется, что тот или иной путь сулит тактическое преимущество над соперниками, готовьтесь к шикарному кульбиту. Порой на трассе происходит действительно невероятное побоище, и до конца добираются лишь стальные ошметки на колесах. Модель повреждений достойна высшей похвалы. Вмятины по всем известным законам физики появляются уже после незначительных столкновений, а удар о препятствие на внушительной скорости может затронуть даже геометрию рамы!

Разумеется, визуальный уровень — это еще не все. По мере роста количества травм машина начинает ехать заметно хуже. На последних этапах, изобилующих трамплинами, к финишу буквально приползаешь. Поэтому задаваться вопросом, куда механики дели выданные на очередную модернизацию деньги, не стоит. Возможно, есть смысл научиться ездить аккуратнее. Я не сомневаюсь в том, что игра использует движок Rally Trophy, причем по части системы повреждений он существенно доработан. Конечно, тут Tough Trucks не может тягаться с Colin McRae Rally 3 (в версии для PS2, кстати, она лучше) и Insane, но свою нишу наверняка займет. Это относится и к графике. Машины тщательно прорисованы, хотя им не хватает лоска. Портят впечатление, пожалуй, только стекла. Они покрываются трещинами, но не рассыпаются даже при смятой крыше. Впрочем, не буду придираться.

Dead frog can’t dance

Одним словом, ездить можно. Ты, читатель, наверняка удивишься — в чем дело, за что разработчиков ругаем? Да все за то же. Мало создать движок, на его основе неплохо бы еще игру сделать. TT — демонстрация далеко не выдающихся способностей в программировании.

Дальше по списку — автопарк из 6 машин, на любой из которых вы с равным успехом доберетесь до конца чемпионата протяженностью в 16 этапов за два-три часа. Есть еще бонусные этапы; за их прохождение вам зарядят баллоны с веселящим газом. Оказывает ли это какое-нибудь влияние на игровой процесс? Вряд ли. Переигрывать чемпионат, чтобы лишний раз покататься на понравившейся трассе, — сомнительное удовольствие. Фантазии авторов, кстати, хватило всего на три-четыре интересных маршрута; другие экземпляры мало отвечают требованиям банального «off-road», больше подходя на роль треков для спидвея.

Ситуацию могла бы выправить грамотная система апгрейдов, но, несмотря на хорошую проработку физики и модели повреждений, это занятие достаточно быстро наскучивает. Учтите, что настройки машины здесь отсутствуют в принципе, а изменение передаточного отношения в КПП и изменение жесткости подвески авторы выдают за апгрейды. С шинами вообще один смех. Во-первых, они требовательны к ремонту, а во-вторых, обув покрышки, вы их уже не снимете. Какие метаморфозы происходят с управляемостью, когда от порогов до земли — добрая пара-тройка метров, объяснять, думаю, не надо. Сохраняйтесь.

Цена вопроса

Уважаемая Bugbear, пожалуйста, не делай больше так, чтобы у нас возникали сомнения, стоят ли твои игры потраченных денег. К сожалению, в отношении Tough Trucks любые сомнения оказываются небезосновательны…