
2 сентября стало последним днем работы для персонала студии
Cyan Worlds, известной миллионам игроков как создатель серии адвенчур
Myst
. Живую легенду игровой индустрии подкосили денежные неурядицы, вызванные, в первую очередь, провалом амбициозного онлайнового проекта
Uru
. Мастер-диск
Myst 5: End of Ages
, заключительной части квинтологии, уже сдан в печать, доллары, полученные от
Ubisoft, давным-давно "освоены", но под новые проекты (в частности, таинственный
Latus) финансирование выбить не удалось.
На бумаге
Cyan Worlds продолжит существование. В ее штате останутся всего два сотрудника
— Рэнд Миллер и
Тони Фраймен. Они попытаются найти инвесторов, однако их шансы на успех чрезвычайно малы.
Cyan Worlds, ранее известная как просто
Cyan Inc., была основана братьями
Рэндом и
Робином Миллерами в 1988 году. Первоначально компания занималась выпуском детских адвенчур для Apple Macintosh. Самые известные её проекты на этом поприще
— The Manhole (1988) и
Cosmic Osmo (1989).
24 сентября 1993 года
Cyan выпустила
Myst
, ставшую наряду с
The 7th Guest
и
The Journeyman Project
основоположницей нового направления в жанре
— пазл-адвенчура с видом от первого лица, где игрок перемещается по интерактивному миру, созданному в пакете 3D-моделирования. Помимо необычной визуальной стилистики, навеянной, среди прочего, "Таинственным островом"
Жюля Верна, братья
Миллеры сумели создать атмосферу почти что медитативного одиночества. Там не было монстров, смертельных ловушек, живых персонажей и инвентаря; только сюрреалистическая вселенная, где книги в прямом смысле слова ведут в иные миры.
Популярность не заставила себя ждать, равно как и многочисленные подражания.
Myst
и поныне является одним из самых продаваемых игровых сериалов планеты
— оригинал, два переиздания, оба сиквела и один римейк разошлись на РС, "Маках" и консолях общим тиражом свыше 12 млн. экземпляров. Именно ради
Myst
пользователи покупали дорогие в то время звуковые платы и CD-приводы.
Riven
(1997), продолжившая сюжет и традиции оригинала, стала совершеннее в техническом плане, однако разработчикам не удалось повторно схватить за хвост толстую птицу удачи. В том же году компанию покинул
Робин Миллер. Выпустив два переиздания
Myst
с улучшенными интерфейсом и графикой,
Cyan взялась за
realMyst
(2000)
— полностью трехмерный римейк своего самого известного детища. После этого студия отошла от основной серии, оставив
Myst 3: Exile
и
Myst 4: Revelation
на попечение сторонних компаний
— Presto Studios (тоже канула в Лету) и
Ubisoft Montreal.
Сама же
Cyan занялась ответвлением
Uru: Ages Beyond Myst
(2003), которое задумывалось как онлайновая 3D-адвенчура для сотен пользователей, где можно было бы встречаться, общаться и разгадывать постоянно обновляющиеся головоломки. Проект разрабатывался свыше трех лет, однако этого не хватило, чтобы довести сырую концепцию до ума. Обилие программных ошибок, частые перебои в работе серверов (разрекламированной голосовой связи не было вовсе) и ряд поистине издевательских пазлов обрекли игру на медленную смерть. Её не спасли ни отмена абонентской платы, ни два аддона, содержавшие часть контента, предназначавшегося для Uru Live.
Конец этой истории уже известен. Полностью трехмерная
Myst 5: End of Ages
, выходящая 20 сентября, вероятно, станет финальной главой в двенадцатилетней "мистической" одиссее и последней игрой с логотипом
Cyan Worlds на обложке.