Светлая тема

Рецензия на игру Valkyria Chronicles

Рагнит. Драгоценный минерал, одинаково хорошо врачующий раны
и запускающий электромоторы. Тот, кому принадлежит рагнит, владеет Европой.
Из вступления к Имперскому геологическому справочнику

Атлантическая Федерация и Восточноевропейский Имперский Союз пожертвовали судьбами миллионов сограждан, чтобы выяснить, кто станет хозяином Старого Света. Хотя линия фронта перечеркнула весь континент, исход конфликта решился на крохотном пятачке земли — в богатой полезными ископаемыми Галлии. Ее жители взялись за винтовки и отстояли свою независимость и честь PlayStation 3. История их борьбы носит имя Valkyria Chronicles.

Ополчение — страшная сила

Знающие люди приметили эту стратегию задолго до релиза, и не только потому, что над ней работала Sega WOW — наследница Sega AM7/Overworks, известной по культовым Phantasy Star, Skies of Arcadia и Sakura Wars. VC выделялась из толпы «некстгена» за счет потрясающего визуального ряда, так непохожего на привычный cel-shading. Легкими карандашными штрихами движок CANVAS стер грань между геймплеем и заставками. Это — ожившая манга в акварельных тонах, и лишь «лесенки» из-за нехватки FSAA выдают подмену.

Листая страницы Valkyria Chronicles, мы одновременно читаем и пишем увлекательную сагу, подкупающую масштабностью, логичностью повествования и домашним уютом. Авторы не разводят экзистенциальные сопли, не травят глупостями типа наномашин, тентаклей и школьниц, изрыгающих лазерные лучи. При всей фантастичности, сюжет поднимает вечные темы: любовь, дружба, патриотизм, гуманность. И девушки cо сверхспособностями (те самые «валькирии») — возрожденный миф, а не дешевый трюк спецэффектов ради.

Конечно, внимательный зритель раскроет тайны по первым намекам… и все равно останется под впечатлением. Персонажи, будь то галлийцы или имперцы, главные или второстепенные, выписаны так, как не снилось иным голливудским супергероям. У каждого — свои переживания, мотивы и устремления, раскрывающиеся в остроумных, великолепно озвученных диалогах. Эти чувства превосходно передает саундтрек от Хитоси Сакимото (Hitoshi Sakimoto), чередующий тревожные, бравурные и лиричные мелодии. Несмотря на жизнерадостный настрой, VC не витает в розовых облаках, умело сочетая юмор, действие и серьезную драму. Sega не побоялась показать крупным планом ярых националистов (не плохишей!), концентрационные лагеря и этнические чистки.

На первых порах игрок управляет студентом-биологом Велкином Гюнтером, вернувшимся в родные края из столицы, и пекарем Алисией Мельхиотт, вступившей в силы самообороны. Когда Велкин становится командиром 7-го взвода добровольческой армии и пересаживается на танк «Эдельвейс», под его начало попадают целых 50 ополченцев с уникальной внешностью, голосом и характером. Из них мы лично выделяем двадцатку самых-самых — основную группу и «скамейку запасных».

Толковый подбор отряда — половина успеха. Мало нащупать удачную комбинацию классов (пулеметчиков, снайперов, инженеров, гранатометчиков и разведчиков) — надо учесть индивидуальные качества сослуживцев. Одни страдают от аллергии на пыльцу, вторые точнее стреляют, рисуясь перед девушками, третьих раздражают тесные городские улицы. Еще важнее товарищеские узы. Если у персонажа есть близкие друзья, то, встав с ним плечом к плечу, они пальнут в злодея сообща.

Неповторимость бойцов подчеркивает старуха с косой, навеки забирающая павших. Угробить раненого легко — достаточно не вызывать санитарку в течение трех ходов или подпустить к нему врага. Впрочем, свободное сохранение не даст зайти в тупик. Кроме того, запнувшись на каком-либо эпизоде, всегда можно накопить денег и опыта в «Skirmish». Грамотно разменяв их на «прокачку» специальностей и исследование оружия, вы забудете о трудностях.

7,92 мм

Второе слагаемое победы — хорошая реакция и быстрые пальцы. Разработчики нашли поле для экспериментов даже в таком консервативном жанре, как японские TBS. Основываясь на привычных канонах, они аккуратно привили им черты экшенов.

В начале раунда игрок видит карту местности. Здесь он продумывает маневры и отдает «приказы», наделяющие соратников всякими бонусами. Обещанное «интерактивное аниме» скрыто на острие курсора. Выбор одного из солдат не означает просто перенос фишки к цели — камера спускается с небес, повисает в паре метров от героя, и мир обретает краски.

Словно в шутере от третьего лица, мы двигаемся в нужном направлении, укрываемся за валунами, нажимаем рычаги и т. п. Перемещения ограничены по дальности, а не по времени, однако лучше обернуться поскорее: приклеенные к земле враги лупят по «активному» бойцу из всех стволов. VC напрочь отбивает желание возвращаться к пошаговым проектам с замшелой системой «перехватов».

Пробежки держат в постоянном напряжении. На планшете заметны не все складки рельефа, поэтому соображать часто приходится под огнем. Добравшись до точки назначения, можно включить паузу и спокойно навести оружие на неприятеля. Прицеливание а-ля VATS из Fallout 3 позволяет ломать гусеницы у бронетехники и дырявить каски. Даром что без кровавых фонтанов.

На «приказы» и вселение в подчиненных расходуются командные очки. В отличие от конкурентов, в VC разрешено использовать одних и тех же солдат несколько раз. Нововведение почти не вредит балансу — расстояние, покрываемое за повторный рывок, на треть короче предыдущего. А вот выгода от такой гибкости бесспорна. Ненароком угодив под обстрел, необязательно загружать «сейв» — можно потратить балл и попробовать спасти беднягу. Если, конечно, жаба не душит, ведь сэкономленные очки перейдут в следующий раунд.

В Valkyria Chronicles хватает и других условностей. Например, ползать принято только в траве, а чтобы пригнуться, надо подойти к мешкам с песком или залезть в окоп. Глубоко вникнув в игровую механику, вы найдете в ней слабые звенья. Правда, тем, кто обделен тактическим мышлением и мастерством в обращении с геймпадом, грязные приемы не помогут.

Масштабы сражений недалеко ушли от Silent Storm: десяток наших пехотинцев и 1-2 «панцера» разбираются с 20-30 противниками. Зато «зачисткам» посвящено не более половины глав. Остальное, как и положено, — головоломки в шкуре стратегии, где нельзя сокрушить оборону, не раскусив верный порядок действий. Освобождение заложников, «нормандская» высадка на пляже под прикрытием дымовой завесы и битва в разгар песчаной бури — цветочки на фоне дуэли с гигантским танком и штурма «сухопутного линкора». Есть где блеснуть смекалкой и оценить хитрость искусственного интеллекта! Ну а если хотите изучить всю подноготную и распутать клубок взаимоотношений, загляните в серию побочных заданий. Провести минимум 30 часов с умной, увлекательной игрой — счастье для поклонников тактических развлечений.

* * *

Жаль, что Valkyria Chronicles не принесла счастья Sony и Sega — без мощной маркетинговой поддержки она взяла вялый старт. Упорно продвигая конструктор LittleBigPlanet и шутеры с уклоном в мультиплеер (Resistance 2, Killzone 2, SOCOM: U.S. Navy SEALs Confrontation, MAG), создатели PlayStation 3 забыли о более традиционных консольных жанрах. Хотя подобные проекты нужны бывшему лидеру индустрии как воздух.

Рецензии пользователей
на Valkyria Chronicles1

Хорошее начало, необычная смесь пошаговой тактики с анимешной постановкой. Но искусственно раздутая сложность крайне напрягает. Вместо того, чтобы придумать разные интересные тактические задачи, создатели зачем-то выдумывают велосипед. Бросил на битве с огромным танком в пустыне, где героям, только задумайтесь, надо разрушать преграды, чтобы их враг смог проехать. Сам враг эти же преграды разрушить, конечно же, не может, несмотря на то, что в его распоряжении и лансеры, и боевая машина, гораздо более мощная, чем ваша. И как будто этого было мало, у меня танк ещё и забаговал, и вообще отказывался ехать куда-либо. Такого нагромождения идиотизма ещё поискать надо.