Светлая тема

Рецензия на игру Великие битвы: Высадка в Нормандии

Нет, я не могу спокойно смотреть на стратегию с таким названием! Голова тяжелеет, пульс учащается, в горле появляется неприятный комок. Высадка в Нормандии (вообще) и на Омаха Бич (в частности) столько раз мелькала перед моими глазами, что я уже могу написать многотомный трактат об этом «поворотном моменте в истории Второй мировой войны». Battlefield 1942, Medal of Honor Allied Assault, Call of Duty, D-Day, Squad Assault: West Front, Company of Heroes… Проще перечислить проекты, чудом избежавшие пагубной «спилбергофилии».

Спасти рядового сурка

«Высадка в Нормандии» демонстрирует крутой нрав не сразу, прикармливая случайно зашедшего зрителя ватрушками, а уж затем шугая его бездарным «пляжным» водевилем. Морскому десанту предшествовала массированная выброска американских парашютистов в тыл врага. Захват моста, напряженные городские столкновения, стремительная контратака — начало позволяет составить более-менее верное представление о том, что нас ждет впереди. Впрочем, банальные задания — ерунда (что нового и революционного можно придумать в жанре «RTS на Западном фронте»?). Гораздо важнее отношение авторов к своему творению. Вот почему оно пусть чуть-чуть, но все же выделяется из бесконечного ряда недоделок на движке непотопляемого «Блицкрига 2».

Когда танчики, грузовички и солдатики спят, им снится, будто они попали в настоящий воргейм. Противотанковые пушки поражают мишени на расстоянии двух-трех экранов, дальнобойная артиллерия утюжит всю карту, гранатометчики лихо превращают незваных гостей в железный лом, и лишь старомодные полосочки здоровья возвращают к действительности. Баланс «техника/пехота» выдержан неплохо. Группа бесстрашных G.I. в мгновение ока забрасывает бронированное чудище шапками и взрывпакетами. Если дело происходит на открытой местности — пиши пропало, бедолаги полягут от пулеметного огня, не успев пробежать и метра. Перво-наперво в антигуманных условиях хочется устроить смачную засаду, но что Close Combat хорошо, то «Блицкригу 2» смерть. Джоны и гансы с удовольствием роют окопы, связывают гранаты в изящную икебану и… увы, не умеют прятаться в кустах (зато это с легкостью делают танки). Военачальники из Nival, распределяя «перки» по котелкам, похоже, не предполагали, что однажды нам потребуется такая «экзотика».

Читерская пара «снайпер + гаубица» сгинула в небытие. Чересчур зорких робингудов навечно сослали в Шервудский лес, а орудия бьют настолько неточно, что повернуть ход сражения, как нередко случалось прежде, они теперь не в состоянии. Зоны видимости существенно доработаны. Близоруких танкистов впору снабжать белыми тросточками. Приходится постоянно поддерживать кавалерию пушечным мясом и высылать разведчиков, которые указывают цели и докладывают о результатах артподготовки.

Такова вся игра. Наметил рубеж, «отбомбился», продвинулся и ушел в оборону — копить силы и пить чай. Неприлично затянутые миссии давно не раздражают. Разве в «Битве за Тобрук» было иначе? Коли дизайнер карт просит закрепиться на подготовленных позициях, не рассчитывайте на сладкую жизнь — «зачистка» района неизбежна. Ограниченные качественно ресурсы — еще один фактор, увеличивающий продолжительность боев. Попробуйте штурмовать вражеские линии, используя исключительно пехоту и легкие танки. Развлечение не для слабых духом, хотя AI порой глупит и играет на нашей стороне.

Вот с количеством все просто. Нарочито условные правила отсылают к классике сетевых RTS. Чем больше флагов захватишь, тем полноводнее валютная река. Если в «Блицкриге 2» юниты были приблизительно равны (разница в ТТХ компенсировалась размером отряда), то в «Высадке в Нормандии» дебютировали товарно-денежные отношения. За обычных автоматчиков с вас снимут 2 у.е., за ПВО — 3 у.е., за танковый взвод — 4 у.е. Состав подразделений стал интереснее и ближе к реальности. Например, «мотопехота» — это два БТР, «трактор» и сорок бездельников с винтовками, а «бронетехника» включает в себя средние танки, САУ и какое-нибудь недоразумение вроде Pz.III Ausf. L (предусмотрены варианты).

Оставив позади 16 одиночных карт, разделенных поровну между союзниками и Германией, я сунулся на арены для многопользовательских побоищ. И снова неудачно. Вечно пустующий сервер (мы ищем соперников посредством Nival.Net) — точь-в-точь как в предыдущих «Битвах».

Графические недоработки тоже бессмертны. Несколько отделений, засевших на одной клетке, — несмываемый позор! Подобные чудеса изводили меня 10 лет назад, когда деревья были большими, мышки — шариковыми, а стратегии — двумерно-изометрическими. Шутить насчет почтенного возраста Enigma Engine (и сравнивать картинку со свежей бетой World in Conflict) совершенно бессмысленно. Прошлый век.

Последний герой

Разработчики старались, вопиющих глупостей не наделали, но я с трудом представляю себе человека, который согласится потратить время на шестой по счету аддон к «Блицкригу 2». Далеко не у каждого хватит терпения искать крупицу золота в серой, невзрачной, покрытой пылью куче. Пресс-служба Nival загадочно молчит, и это добрый знак. Искренне надеюсь, что трилогия не перерастет в тетралогию.