Светлая тема

Рецензия на игру Virtual U

Экономические симуляторы - вещь крайне противоречивая. Как сделать так, чтобы было одновременно интересно и реалистично? Ведь жизнь бизнесменов образуют не только фуршеты, высшее общество и встречи с президентом по поводу состояния экономики в стране. Это постоянный напряг, полный неожиданностей. Причем неожиданностей скорее неприятных, чем продлевающих жизнь. В жизни предпринимателя возможно все: неудачи в личной жизни, крах финансовой империи, наконец, пуля киллера частенько подстерегает слишком уж удачливых экономистов и просто бизнесменов. Но со стороны, как правило, видна лишь, скажем так, позитивная сторона жизни толстосумов. Все эти вечеринки на огромных океанских яхтах, самые безумные покупки и т.д. Игра на бирже или вложение средств в дорогостоящие проекты воспринимаются обывателями как романтика или, на худой конец, самодурство. Поэтому немудрено, что процентов 90 обычных людей, которым никогда даже не понюхать чек на сумму в миллион долларов, с удовольствием попытались бы влезть в шкуру какого-нибудь Рокфеллера. Удовлетворить их незатейливые потребности способен, как всегда, компьютер (ну, или настольные игры, в гораздо меньшей степени). Вот и играет народ уже десятилетие во всякие тикуны, да капитализмы с индастри джиантами. Разумеется, во всех этих проектах к насущным потребностям геймера разработчики подходили с разных сторон. Например, отличная для своего времени графика в Transport Tycoon плюс неплохая экономическая модель легко конкурировала с навороченным, но куда более неживым и академичным Industry Giant. Неважно, в каких временных рамках находятся вышеуказанные игры, неважно, чем приходится управлять в каждой из них. Главное в том, что это борьба двух направлений: активной и наглядной экономической стратегии с таблично-диаграммной, занудной, но более «симуляторной» серьезной стратегией управления предприятием.

Последний проект Тревора Чана из Enlight Software, Virtual U, есть ни что иное, как апофеоз второй модели экономических симуляторов. Выбрав в качестве подопытного университет, автор таких игр, как Capitalism и обеих Seven Kingdoms, заставляет нас погрузиться в море таблиц и графиков, что, по его мнению, и есть нормальная жизнь нормального ректора нормального американского университета.

Завяжи мне глаза

То, что Virtual U - серьезный симулятор, становится понятно с первого взгляда. И то, что университет как экономическая модель был выбран просто для разнообразия, - тоже. Доказать это легко. Всегда, начиная игру, я сразу лезу в каталог, где содержатся сценарии (если они есть, конечно). По их названиям и заданиям очень просто получить представление, чего ожидать в процессе. Однако здешний «сценарный» каталог поверг меня в небольшой шок. Вместо ожидаемых задачек типа «сделай свой университет самым крутым» или, скажем, «повысь количество студентов в два раза» я увидел «плати больше» и «лучше распределяй деньги»... Ладно, распределять так распределять, платить так платить, поехали дальше.

Выбрав тип учебного заведения, которым предстоит управлять (университет, частный колледж и т.д.), а также количество факультетов, попадаем непосредственно в. Не пугайтесь, перед нами всего лишь большое пространство, усеянное домами. Графика на уровне пресловутого Transport Tycoon, причем безо всякого намека на какую-нибудь анимацию. Просто застывшая картинка. Все домики, заметьте, олицетворяют собой факультеты. Клик на один - появляется надпись, к примеру, “history faculty”, клик второй раз - попадаешь прямиком в меню управления этим факультетом. Впрочем, что это я все про графику да про графику, причем с такими маловажными подробностями... К сожалению, дорогие читатели, больше об этом компоненте говорить не придется, ибо в остальных областях наблюдается полное его отсутствие. Единственное, что немного разбавляет атмосферу замороженности (или отмороженности?), - это звуковые эффекты, которые вдруг появляются при указании на то или иное здание. Стадион, взрывающийся криками фанатов, которые плавно перетекают в вопль «го-о-ол!!!!!!», вызывает ощущение спортивной бодрости. Правда, после пятого раза все это хорошенько надоедает. Скучно.

Жажда - ничто. Престиж - все.

Надо полагать, пора перейти к нашим баранам, сиречь графикам с таблицами. Однако прежде давайте расставим акценты. Что считается основным для любого учебного заведения? Правильно, престиж и финансовое состояние. Как раз к этому и необходимо стремиться всеми возможными способами. Тем более что сразу же за указанием целей нашего богоугодного заведения на нас обрушивается лавина... нет, не супер-призов, а цифр, которые после детального рассмотрения оказываются источником доходов и причинами расходов. И только после этого нам милостиво разрешают поруководить.

Недавно у нас была экскурсия в кабинет ректора МГУ И.Г. Петровского (руководил с 1951 по 1973 гг.). Так вот, после рассказа о его жизни и обзора его личной библиотеки экскурсовод заметила, что он с огромной неохотой согласился на ректорскую должность. КАК Я ЕГО ПОНИМАЮ!!! После Virtual U никогда не стану ректором не то что МГУ, но даже любого завалящего ВУЗа в каком-нибудь Муходранске. А все потому, что работа ректора по Тревору Чану больше всего напоминает работу главбуха с расширенными полномочиями. Вместо общения со студентами и сотрудниками, вместо выяснения насущных проблем учреждения и выбивания денег из правительства для их разрешения, нам предстоит возиться с какими-то бегунками, решая, стоит ли прибавить 5% к бюджету местной футбольной команды. А как насчет указа о количестве помещений для семинаров, лекториев и просто классных комнат? Причем меняется это все с помощью того же бегунка - как будто здания в университете резиновые, и лектории на 200 человек спокойно, одним движением руки, превращаются в классы на 20. С другой стороны, это, наверное, рай для серьезного цифрофила. Размеренно бежит время, все изменения производятся по ходу; можно увеличить скорость течения жизни университета либо поставить ее на паузу... Лафа. Кроме того, фанату экономических симуляторов наверняка будет безумно интересно с самого начала распределить все аспекты жизни вверенного ему учебного заведения, чтобы потом с удовольствием наблюдать за его процветанием, время от времени делая какие-то незначительные поправки.

Давайте разберемся

Собственно, вас, наверное, удивляет отсутствие непременной в таких случаях статистики. Не торопитесь. Итак, как я уже говорил, имеется университет, включающий от 8 до 12 факультетов. Причем факультеты здесь самые разнообразные, от изящных искусств до математического с биологическим. Естественно, всеми ими необходимо руководить, регулируя и количество преподавателей, и количество студентов, и количество типов аудиторий. Сами студенты делятся на четыре класса: совершеннолетние и несовершеннолетние обоих полов. Это (не)совершеннолетие, кстати, тоже придется регулировать. Однако самое ответственное занятие - это распределение денег. Поле для экспериментов обширно. Можно, допустим, одному факультету выделить усиленное финансирование, скажем, на исследования, а другому - на повышение квалификации преподавателей. А то и вовсе дать всем и на все, по максимуму. Но, поверьте, в этом случае ваш университет быстро пойдет ко дну. И еще не стоит забывать, что для укрепления нашей бдительности параллельно с нами работают еще несколько университетов. Разумеется, основная задача - эффективно с ними конкурировать. Степень успеха в соцсоревновании отражается в ежеполугодных комментариях (в очковом эквиваленте) начальства, которые поступают после каждого семестра, а также из сообщений, появляющихся по ходу игры. Данные очки как раз и определяют престиж университета.

Само собой, не осталась в стороне и возможность строительства новых зданий. Допустим, у экономического факультета дела пошли в гору, и студенты уже не умещаются в предложенных апартаментах. Это не проблема - были бы деньги. Возводим новое сооружение в стиле ампир и сажаем туда тех, кто был вынужден ютиться в проходах между партами или сидел на окрестных деревьях, слушая профессора. Что касается преподавателей, то они тоже подвергнуты делению, почти стандартному, только в американской интерпретации.

Резюме

Надеюсь, всем теперь стало ясно, что Virtual U - вещь заумная, даже слишком. Игра, достойная быть рожденной гением Тревора Чана. Элитная игра. Правда, сей ярлык наглядно предупреждает - не стоит приближаться к ней тем, кто надеется обнаружить в процессе признаки жизни. Никак нет, здесь понимают только язык голых цифр и строгих графиков. И это не удивительно, ведь в разработке игры принимали непосредственное участие несколько крупных американских университетов. Кстати, на официальном сайте что-то говорится о возможных «дисках с моделированием образования других стран». Если выйдет CD с симуляцией российского образования, я с удовольствием его куплю. Руки, знаете ли, чешутся.