Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
Zug-zug, дорогие читатели. Давно ли вы науськивали стайки пучеглазых пеонов на конусообразные елки, угощали противника заклинанием "Blizzard" и детонировали взрывоопасных овец? Вне зависимости от того, какой именно ответ - "да", "нет", "отвалите" - крутится сейчас у вас на устах, сообщаем: долгожданный WarCraft 3 оказался вполне благопристойной игрой. Для поддержания драматизма не хватает лишь зычного баритона за кадром, коим принято сдабривать трейлеры всех мало-мальски значимых блокбастеров: "Finally, after years of waiting…"
Заводя разговор о WarCraft 3, перво-наперво необходимо провести красным фломастером жирную демаркационную линию. По одну сторону границы окажется тоталитарный "сингл", по другую - skirmish и всенародно любимый multiplayer. Обозревателями, что шныряют туда-сюда через кордон и смешивают понятия, займутся хрупкие, но безжалостные патрульные из числа ночных эльфов. Ибо в стильной коробке с синюшным логотипом спрятались сразу две игры.
Первая зовется "кампанией". Ее цель - тепло поприветствовать новоприбывших, устроить ликбез для самых дремучих гостей, продемонстрировать последние достижения студии Blizzard Film, поведать в меру интересную сказку и отправиться в дальние уголки памяти. После этого вы еще как минимум пару месяцев будете обсуждать сюжетные перипетии с друзьями, давать отеческие наставления гражданам, застрявшим на пятой миссии "за орков" и строчить петиции с требованием выпустить аддон. Таково главное и единственное свойство любого грамотно сработанного "сингла", и WarCraft 3 - не исключение.
Ключ к сердцу обывателя-игрока - максимально понятная завязка, смысл которой укладывается в одну емкую фразу. "На планете Азерот жили-враждовали благородные люди, диковатые орки и депрессивные эльфы, затем пришли орды нежити, понукаемые демонами Пылающего Легиона, и полностью изгадили ландшафт". Все прочие детали - мечтающий о власти принц-паладин, испорченный людским воспитанием орк по имени Тралл и целая свора межизмеренческих рогатых тварей - наматываются на этот каркас с неторопливым усердием паука, оплетающего свою жертву. Blizzard некуда спешить, равно как и вам.
Ядреный эпический коктейль из сюжетных линий WarCraft 2, StarCraft и даже Diablo 2 охлажден до комнатной температуры и бережно расфасован в упаковки из-под детского йогурта. Во избежание приступа аллергии он скармливается аудитории ровными микро-порциями вместе с новыми юнитами, героями и постройками. После прохождения нескольких миссий смутные подозрения, терзающие левое полушарие мозга, обретают форму: в кампании есть всё, что угодно, кроме AI. Психически нестабильный компьютер отправлен в отставку, на смену ему пришли послушные триггеры и скрипты. Это семь лет назад Blizzard могла себе позволить зачитать по бумажке текст брифинга и оставить игрока mano-a-mano с тремя вражескими базами. Сегодня фокус не проходит - современная публика жаждет: а) зрелищ; б) проникновенных диалогов; в) резких сюжетных поворотов; г) ощутить свое превосходство над кусочками раскаленного кремния и уделать, наконец, беднягу Дью. Стоит разработчику проигнорировать хотя бы одну из модных тенденций, как недовольные пользователи начинают нервно листать мануаль в поисках руководства по деинсталляции.
Положительные ощущения подпорчены графикой. Неприлично яркая картинка, свидетельствующая о том, что при создании текстур кто-то явно заигрался с параметром "color saturation". Треугольные модельки с мимикой и движениями героев заштатных аниме-RPG пятнадцатой свежести - инъекция целебного средства "AТi Truform" пришлась бы тут весьма кстати. Во избежание случаев инакомыслия среди казуалов камера припаяна к чугунному рельсу и не проинформирована о существовании полезной функции "zoom in/zoom out". Наследный принц Артус толкает солдатам зажигательную боевую речь и ретируется со сцены прыжками, которым позавидовал бы лунный астронавт Нил Армстронг. Самые юные жители Азерота вызывают искреннее сострадание: тяжело, должно быть, разговаривать, когда твоя челюсть шатается, словно пьяный китобой во время тайфуна. Лошади... нет, не будем о лошадях. Лучше похвалим художников - они действительно старались, фаршируя карты массой мелких деталей, продумывая феерические спецэффекты и на удивление атмосферные антуражи. Они не виноваты, что маркетинговый отдел Vivendi Universal пожелал охватить как можно большую аудиторию, включая тех, кто еще не избавился от ига допотопной вуды.
Враги штурмуют баррикады с явной ленцой - они не хотят умирать почем зря. Полководец Василий Фуфайкин давным-давно раскусил тонкости скрипта в данной миссии и предусмотрительно наштамповал дюжину охранных башен в ключевых точках. Отбив атаку с левого фланга, Василий изрекает: "А ровно через две минуты вы начнете ломиться по центру, знаю-знаю". И подтягивает в район будущей схватки новенькие катапульты. Компьютер об этом прекрасно осведомлен, но ничего не может поделать: его конечности связаны толстыми просмоленными путами сценария.
Штурм базы противника. Неприятельские пеоны с минуту наблюдают за тем, как стайка frost wyrms заплевывает сосульками их родные казармы, после чего принимаются чинить первую попавшуюся свиноферму. Силиконовые юниты даже не пытаются изобразить волю к победе и желание продлить свое никчемное существование. Вася Фуфайкин торжествующе прихлебывает горячий кофе. Думаете, ему скучно?
Отнюдь. Из 32 одиночных миссий принцип "kill 'em all" исповедует лишь половина, да и то с многочисленными оговорками. Вооруженная саперной лопатой "Азарт" Blizzard увлеченно закапывает последние останки серости в RTS-жанре. Беготня по мрачным гробницам, истребление бело-пушистых паладинов и борьба с демонами за тушки зомбированного населения, защита караванов и знакомые еще по StarCraft миссии "выжить за 30 минут" - вот как нынче принято бороться с тоской. "Маста, маста, коммен зи! - восклицает игра. - Я для вас побочное задание приготовила: расстрелять всех до единого вражеских гонцов!" Предложение оторвать филейную часть от земли и двинуться на выполнение дополнительного квеста авторы делают мягко, ненавязчиво, с широко открытыми глазами цвета берлинской лазури. Откажетесь - и вас до самой смерти будут пожирать угрызения совести.
В неравной борьбе за покупателя с RTS-поделками третьего эшелона Blizzard выводит на поле битвы героев. Да-да, дорогие любители Diablo 2, ваши молитвы наконец-то услышаны: "сюжетные" юниты WC3 могут "левелапиться", копить "экспу", осваивать эксклюзивные умения и складывать до восьми предметов в инвентарь. Впрочем, манчкинством здесь и не пахнет: умений всего по четыре штуки на брата, а потолок развития из соображений баланса установлен на высоте 10 уровня. Мана имеет дурацкую привычку быстро заканчиваться, здоровье, как ни странно, тоже. В последнем случае астральные телеса героя стремглав несутся к ближайшему алтарю, где за определенную мзду вновь обрастут алой (вариант: фиолетово-трупной) плотью.
"Геройские" умения узнаются с первого взгляда: вот Holy Light и Aura of Thorns, взятые напрокат у диаволического паладина, вот характерная "розочка" Death & Decay черных рыцарей времен WarCraft 2… Финальный удар наносят Potion of Mana, Ring of Protection +3, Scroll of Town Portal и еще с десяток типично ролевых артефактов. Самое вкусное добро надлежит изъять у праздношатающихся монстров. Процесс занесения в Красную книгу quillboars, wendigo, satyrs и прочих диких штучек, полагаем, живописать не надо - с предыдущим творением Blizzard сегодня не знакома разве что группа товарищей, политкорректно именуемая на Западе как "eyesight impaired".
Ознакомившись с участниками битвы, хочется взять в руки коробку и найти там зеленую нашлепку "Der Grьne Punkt" с надписью "Игра на 100% создана из переработанных идей". Меньше всего изменились люди - крестьяне выкашивают заросли конических елок, опустошают золотые шахты, строят фермы, а войска, как и положено, нарождаются в соответствующих зданиях. Популярная функция "ударить вражину лесорубским топориком" теперь оформлена в виде кнопки "Call to Arms". Заслышав колокольный звон, чернорабочие стекаются к горсовету, хватают мечи и дают... хмм... отпор в течение 45 секунд. Всласть повоевав, уцелевшие граждане сдают оружие на ответственное хранение и молча разбредаются по своим делам. Почти как в сказке про Золушку.
Орки, извечный оппонент человеческой расы, провели в своих рядах тотальные зачистки. Гоблины, огры и некроманты были вынуждены искать новое место работы. Первые, недолго думая, открыли независимые лавки, приторговывающие зельями, свитками, наемниками и транспортными цеппелинами. Последние надули щеки и присоединились к ароматному сообществу восставшей нежити.
Мертвяки ухитрились повторить как минимум две оригинальных находки StarCraft: здания строятся лишь на пропитанной ядовитыми газами субстанции blight (бывш. creep), а сам процесс их возведения - натуральная телепортация. Подвергнутые апгрейду "фермы" превращаются в сторожевые вышки, а желтый металл добывается путем жреческих песен унд плясок вокруг предварительно обработанной шахты.
Пальму первенства в вопросе облегчения жизни уверенно держат декадентствующие эльфы: им даже лес рубить не приходится. Подготовительной работой занимается Главное Древо - под аккомпанимент дудука оно опутывает золотоносную жилу зеленью и генерирует болотные огни. Отправив шарик синего пламени к ближайшей елке, вы получите бесконечный источник древесины.
Само Древо и прочие крупные строения умеют (угадайте с трех раз, старкрафтофилы!) ходить. Точнее, не ходить, а ступать, величественно и плавно. В случае крайней опасности могут дать сдачи, хотя мы бы порекомендовали использовать более традиционные методы обороны. В конце концов, выпустить с пяток баллист куда проще, чем заново возвести и дважды проапгрейдить всю базу.
Несчастный "раш", получивший пинка еще от создателей Battle Realms, вновь горько плачет на обочине RTS-хайвея. Нахрап не проходит-с! Поначалу атаки разбиваются о мигом вырастающие башни. Далее в ход идут тонкие методы курощения. Так, резиновая рамка не способна удерживать более двенадцати солдат сразу - дорогие читатели, попрощайтесь с жестом "обвести всех и послать на". Самых упертых любителей блицкрига здесь предпочитают бить рублем. Хотите командовать армией из пятидесяти бойцов? Без проблем, но учтите: удовольствие придавить противника живой массой снизит уровень добычи золота. Крестьянин набирает в мешок десять кило руды, а приносит домой лишь четыре - остальное съели голодные рыцари. Вполне справедливое решение, не находите?
Отдельно отметим усилия разработчиков в области обучения юнитов правилам простейшего RTS-этикета. Жители WarCraft 3 знают: при нападении на базу следует отбить атаку и вернуться в район предыдущей дислокации. Если хозяин хочет возвести на том месте, где ты стоишь, новехонький свинарник, не следует артачиться - достаточно просто отойти в сторону. Ма-лад-цы.
Вторая жизнь детища Blizzard начинается в момент окончания ослепительного финального ролика. Вы знакомы со всеми расами в лицо и возводите боеспособную базу за считанные минуты. У вас есть два варианта. Первый: положить игру в сухой прохладный уголок и раз в месяц аккуратно протирать коробку мягкой тряпочкой. Второй: сыграть... нет-нет, даже не на сервере Battle.net, а в банальный skirmish. С компьютером, которого более не сдерживают ремни безопасности. Вот тогда-то вам и откроется лицевая сторона WarCraft 3 - та самая, ради которой два миллиона корейцев и еще столько же обитателей прочих областей земного шара выложили по $79.95. Порванный на одноименные вязаные изделия Вася Фуфайкин будет вынужден тренироваться, чтобы сломить натиск озверевшего AI и прищучить соседей по "локалке", - ведь настоящие полководцы со скриптами не сражаются.
Владельцам пиратской версии придется сложить зубы на полку: с поддельными серийными номерами вход на Battle.net им заказан. Разумеется, можно покопаться в гнилых отбросах Интернета и выудить оттуда "левый" эмулятор серверной части WarCraft 3, но в этом случае никто, повторяем по буквам, н-и-к-т-о не защитит вас от подлых читеров. Целесообразнее дождаться появления русскоязычной лицензионной версии, которую, как нам стало известно, "СофтКлаб" должен выпустить к концу июля.
WarCraft 3 - не шедевр. Великолепны здесь исключительно ролики, семь настоящих произведений цифрового искусства. Сама же игра... просто хорошая. Упрекать Blizzard бесполезно - она обещала нам всего лишь вернуть атмосферу той, ныне легендарной, RTS.
Поэтому констатируем: objective completed.
P.S. Фирменные шутки "от Blizzard": откройте меню Single Player, затем Сustom Game. В окне выбора карты дважды щелкните на каталог Scenario. То, что вы увидите, - вовсе не обычные уровни...