Светлая тема

Рецензия на игру Warhammer 40,000: Dawn of War - Dark Crusade

Удивительно, что высокие продажи не мешают чересчур предприимчивым канадцам из Relic создавать качественные и интересные игры. Конечно же, появление второго дополнения к Dawn of War — не сюрприз. Придуманная в Games Workshop вселенная идеальна с точки зрения разработчика компьютерных стратегий. Шикарная предыстория, колоритные персонажи, готовые трехмерные модели — бери и ваяй.

На черной-черной планете…

Две новые расы способны вогнать знатоков сеттинга в благоговейный транс. Судьбоносный жребий пал на некронов и тау; причем если о первых обыкновенные игроки мало что слышали, то тау уже мелькали на «голубых» экранах. Жутковатый шутер Warhammer 40.000: Fire Warrior пытался познакомить наиболее отчаянных и всеядных с буднями рядового бойца «огненной бригады»; теперь пришло время для повышения. Тяжеленный бронекостюм, непоколебимая вера в собственную исключительность и… диковатые союзники-каннибалы. Бок о бок с высокодуховными солдатами тау сражаются голодранцы крут, известные не только храбростью и генетической нестабильностью (их организм абсорбирует молекулы ДНК, полученные с пищей), но и тем, что ни разу в жизни не… пописали.

О выделительной системе некронов официальная наука знает куда меньше. Футуристическая версия нежити предпочитает ветхой плоти регенерирующий металл и лихо оживляет павших за правое дело товарищей. Сюжет? Его роль сведена к географии. Ареной боев стал песчаный и непривлекательный мир Кронус, где стальные покойнички надеялись отдохнуть от праведных трудов. Однажды утром в склеп заглянули любопытные археологи — и пошло-поехало. У каждого из семи антагонистов своя правда. Утонченные эльдары целенаправленно изводят пробудившихся некронов, тау проливают кровь ради загадочного «Высшего блага», а космодесантники, окончательно рассорившись с имперской гвардией, истребляют скверну, ересь и заодно всех, кто подвернулся под горячую руку.

«Последняя война» начинается на глобальной карте. Проклятая планета аккуратно порезана на 25 кусков, за контроль над которыми нам и предстоит повоевать. Торопиться некуда — стратегическое планирование осуществляется в старом добром походовом режиме. Выбираем объект приложения кулака, жмем кнопку атаки, получаем skirmish-побоище. Рецепт нехитрый — закрепились, сформировали ударный отряд, зачистили местность. В отдельных случаях уничтожение противника необязательно. Согласитесь, накопить полный аккумулятор электричества проще, чем бегать за «пейзанами», постоянно норовящими отстроить недобитую базу.

Тактика игры за новичков запросто влезает в привычные рамки. Захват и удержание командных точек, изучение дорогостоящих апгрейдов, четкое разделение на «пехоту» и «технику»… Некроны пугают мрачной черно-зеленой гаммой и огромным количеством вроде бы похожих юнитов. Одни названия чего стоят. Трудно слету сказать, в чем отличие Destroyer от Heavy Destroyer и Destroyer Lord, приходится вчитываться в крохотные циферки и заранее предугадывать свои потребности. Таланты генерала мертвяков искренне восхищают. Умение замедлить неумолимое течение времени или воскресить убитых — сущая безделица по сравнению с возможностью на несколько минут стать сумеречным монстром, уничтожающим все на пути. Прекрасная альтернатива демоническим космодесантникам хаоса.

Тау хороши тем, что объединяют в себе взрывоопасный хай-тек и матерое африканское людоедство (пожирая свежие трупы, гурманы крут восстанавливают пошатнувшееся здоровье). По ходу возведения «академгородка» придется сделать выбор между этими двумя полюсами: либо осклизлые чудища, либо боевые скафандры. Кто лучше? Экспериментируйте. Ни тау, ни некронов слабаками не назовешь. Но «старикам» есть что противопоставить прыткой молодежи. К примеру, в рядах космических десантников были замечены легендарные Серые рыцари. Кому же еще бить бодрую отоспавшуюся нечисть?

После славной победы (или позорного поражения) игрок вновь возвращается в пучину макроменеджмента. Увы, примитивная экономическая система не дотягивает даже до Close Combat 5, не говоря уже о золотых стандартах Total War. Каждый район за ход генерирует определенную сумму «денег»; мы тратим ее на доукомплектование личного отряда ветеранами и защиту захваченных территорий (на них и так остаются следы наших прошлых визитов). Куда аппетитнее выглядят бонусы, превращающие командира в полноценного RPG-персонажа. Военные успехи, помимо морального удовлетворения, дарят нам специальные баллы, которые можно обменять на более мощное оружие и броню. Приятно, что все подарки видны на фигурке полководца. Стильный меч и крутой автомат наверняка пригодятся в священной борьбе с «неверными».

Dark Crusade вполне самодостаточна, однако, если (вернее, «когда») вы соберетесь поиграть через Интернет, то столкнетесь с неминуемыми проблемами. Четыре оригинальные «фракции» раскроют свои объятия лишь после того, как найдут на диске директорию Dawn of War. Любите имперцев? Готовьте дополнительное место под Winter Assault. «Standalone» — слово красивое, но маркетинг всегда и везде шагает впереди.

Neverending war

Финал одиночной кампании Dark Crusade не ставит точку в затяжном конфликте интересов. Очевидный намек сразу на две RTS из серии Warhammer 40.000, которые обрушатся на нас в следующем году, оставляет всего один насущный вопрос: «аддон или сиквел»? В любом случае шоу продолжается.