Светлая тема

Рецензия на игру Wasteland 2

Вопреки мрачности сеттинга, постапокалиптические игры часто пронизаны атмосферой вечеринки — cуперсерьезная DayZпревращается в клоунаду силами игроков, а Fallout: New Vegas задумана так самими авторами; список можно продолжить. Вокруг все погибают, но нам плевать — кровавая пати идет полным ходом. В безумии Wasteland 2, напротив, нет ничего веселого. Мир игры страшен и жесток: каждый встречный ненавидит тебя, себя и все вообще живое, в связи с чем явно хочет умереть. А если не хочет, то ради выживания готов съесть соседа. В буквальном смысле.

Не стоит думать, что в новой игре inXile вы станете положительным примером для окружающих — обстоятельства быстро поставят вас на место.

Ад каннибалов

Авторы сразу настраивают на правильный лад — Wasteland 2 начинается с похорон. Рейнджер Эйс погиб в радиоактивной пустоши, и нам, его соратникам, предстоит раскрыть тайну его смерти — она явно не была случайной. В разрушенной Аризоне все уже давно забыли, что такое закон, но рейнджеры пытаются сохранить хотя бы какое-то подобие порядка. Надо признать, это весьма неблагодарное занятие: большая часть новых знакомых не отличает нас от бандитов, и убеждать их в обратном нет смысла — местные герои частенько совершают сомнительные поступки, оставляя за собой лишние трупы. И если авторы Fallout то и дело шутили, то Wasteland 2 обращается к черному юмору лишь изредка — кролики-мутанты кажутся забавными ровно до тех пор, пока не съедают кого-нибудь из партии.

Будучи классической ролевой игрой, Wasteland 2 постоянно подкидывает новые занятия и испытания. В начале игры герои шатаются по пустошам Аризоны, а потом отправляются в Калифорнию. Почти в каждой локации можно найти хотя бы пару квестов, ставящих игрока перед сложным выбором. Так, первая сюжетная развилка предлагает выбрать, какое из двух поселений спасти, а какое бросить на произвол судьбы — причем уничтоженная локация пропадет вместе со всеми квестами, которые мы могли бы там взять. Пример этот, правда, выглядит искусственным — inXile словно хвастается: «Смотрите, какая у нас тут свобода!» — и явно предлагает сделать другой выбор при повторном прохождении.

Последующие ситуации оказываются более сложными и интересными. Ключевой момент: Wasteland 2 не ждет, пока ты соберешься с духом и наконец-то начнешь действовать. Игра живет в своем темпе. В одном эпизоде я столкнулся с группой бандитов, которые собирались казнить заложников. В какой-то другой игре такое событие служило бы лишь предлогом вмешаться и эффектно всех спасти. Но местные головорезы не стали ждать моей героической доблести: через полминуты прозвучали выстрелы, и убийцы ушли. Моему промедлению было разумное объяснение — вступить в бой с палачами значило перейти дорогу влиятельной банде.

Плюсы и минусы принятого решения я взвешивал наедине со своей совестью. Особая ценность Wasteland 2 в том, что если ты решил не геройствовать, тебя никак за это не накажут и даже не пожурят. Более того: если тебе вздумалось вдруг пострелять в мирных жителей, тоже ничего страшного — в другой локации о твоих «подвигах» никто не знает. Мир игры адекватно реагирует на твои действия (или их отсутствие), за счет чего кажется живым.

Ничего особенного

Наша партия в Wasteland 2 состоит из четырех человек — их можно выбрать из предложенного ассортимента или создать своих. Готовые персонажи тяготеют тому или иному типажу — например, тут есть снайпер и подрывник. Конечно, куда интереснее собрать команду самостоятельно, но это не так-то просто. Местная ролевая система CLASSIC на порядок сложнее SPECIAL из Fallout. В игре очень много разных навыков, которым можно обучить героев — и, к сожалению, не все они реально нужны. Например, ваш штатный медик наверняка будет отдыхать — многие раны в Wasteland 2, как ни странно, исцеляются сами по себе. Имеет смысл сыграть несколько пробных партий, чтобы присмотреться к разным навыкам и атрибутам в действии и понять, какие из них действительно важны. Иначе вы рискуете испытать в бою немало унижений.

Еще одна полезная практика в начале игры — приглашать в команду бойцов-NPC. Дополнительный солдат в отряде никогда не помешает — например, друг погибшего Эйса на ранних этапах то и дело спасал моих новичков от пролетающих мимо пчел-мутантов. Конечно, у NPC весьма странные боевые приоритеты, но это не беда — главное, чтобы стреляли в них, а не в тебя.

А стрелять в Wasteland 2 любят все. Боевая система игры расположилась где-то между классическими RPG типа того же Fallout и вещами калибра JaggedAlliance и XCOM. С одной стороны, она проста и понятна, с другой — наличие целого отряда предполагает некоторый тактический простор. Самые интересные битвы в Wasteland 2 происходят на площадках с большим количеством заграждений и укрытий, где можно занимать выгодные позиции и проводить разные маневры. А вот на открытых пространствах игра превращается в монотонную резню.

После нескольких десятков сражений мне начало казаться, что боевая система Wasteland 2 пытается усидеть на двух стульях сразу. Игра хочет быть и простой, и глубокой одновременно, но спотыкается и там, и там. С одной стороны, мало кого можно одолеть в игре с наскока. С другой, когда я пытался воевать по-умному, мне не хватало возможностей. Например, умения стрелять не только в голову, но и по рукам, чтобы выбить у противника оружие. Или незаметно прокрадываться в тыл, чтобы начинать бой на более выгодных позициях. На данном этапе сражения кажутся слишком схематичными.

Доделаем потом

Недоработанность — главная беда Wasteland 2. inXile как будто спустила весь скромный бюджет на проработку сюжета и сеттинга, оставив без внимания многие элементы игровой механики и их полировку. Тут можно встретить немало загадок из разряда «баг или фича». Когда бандиты бегут мимо твоих солдат, чтобы прорваться к снайперу, их можно понять. Но почему тем же самым занимаются тупые кролики-мутанты?

Некоторые квесты остаются в журнале даже после их выполнения — тебе уже дали новое задание, а старое дело по-прежнему числится как активное. Ты максимально прокачал навык взлома замков, но некоторые сейфы и двери все равно тебе не даются. Особое веселье — когда портрет молодого негра в интерфейсе на поле боя оказывается седым европейцем.

Нехватка средств сказалась и на озвучке. Конечно, поклонники жанра не против почитать «голый» текст, но на дворе все-таки не 1998 год — в Fallout2 было приблизительно столько же говорящих вслух героев. Да и глаз игра не сказать чтобы радует — графика тут скверная.

***

К своему удивлению, я легко прощал Wasteland 2 недочеты. Видимо, потому, что ее главный аттракцион — живой мир — работает почти безупречно. Это большая игра, которую невозможно изучить за одно прохождение. Уже на этапе создания персонажа ты отказываешься от каких-то возможностей, а потом, делая тот или иной выбор по ходу игры, отбрасываешь в сторону варианты, которые могли оказаться не менее интересными. Мало где я так часто задавался вопросом «а что, если?». Wasteland 2 предлагает немало хороших историй и интересных ситуаций, из которых приходится искать выход. Это отличная игра о силе выбора.

Пусть это не самая красивая и отполированная RPG, она глубоко погружает игрока в свой постапокалиптический мир. А что касается различных багов — inXile уже работает над патчами и даже планирует доработать боевую систему.